Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.03.2016 N Ф09-1406/16 по делу N А07-16790/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольным органом выявлено, что органом субъекта РФ утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанный порядок может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установленные органом субъекта РФ дополнительные требования не соответствуют требованиям, установленным федеральным нормативным актом, что может привести к ограничению круга получателей субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. в„– Ф09-1406/16

Дело в„– А07-16790/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2015 по делу в„– А07-16790/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 25.05.2015 по делу в„– 31-А-48/15-15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство.
Решением суда от 30.09.2015 (судья Кутлин Р.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Министерство считает, что состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ), при предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на закладку, уход и раскорчевку многолетних плодовых и ягодных насаждений, не имеется.
В представленном отзыве УФАС по РБ возражает против доводов заявителя, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2014 в„– ЦА/47479/14 проведен анализ актов государственных органов власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям.
По результатам проведенного анализа УФАС по РБ принято решение от 25.05.2015 по делу в„– А-48/15-15.
Указанным решением Правительство РБ признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона в„– 135-ФЗ в части установления в Порядке предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на закладку, уход и раскорчевку многолетних плодовых и ягодных насаждений, утвержденном постановлением Правительства РБ от 02.04.2013 в„– 120, условий, которым должны соответствовать получатели субсидий, в части наличия на начало текущего финансового года не менее 3 га площади плодовых насаждений, что не соответствует Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 в„– 1295, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
УФАС по РБ выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Правительство РБ обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона в„– 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу п. 7 ст. 4 Закона в„– 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 в„– 1295 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - Правила в„– 1295).
Пунктом 5 Правил в„– 1295 установлено, что средства на поддержку отдельных подотраслей растениеводства предоставляются по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Указанным пунктом установлен перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также условия, которым они должны соответствовать для получения средств.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.02.2015 в„– 46 во исполнение Правил в„– 1295 утверждены указанные ставки предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на поддержку отдельных подотраслей растениеводства.
Таким образом, пункт 5 Правил в„– 1295 содержит ссылку на ставки предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации именно сельскохозяйственным товаропроизводителям, а не предоставления средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, то есть данный пункт определяет перечень лиц, имеющих право на получение субсидий, и требования, установленные в данном пункте, относятся именно к сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе, подп. "г" п. 5 Правил в„– 1295.
В соответствии с подп. "г" п. 5 Правил в„– 1295 сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать одному из следующих требований: осуществить закладку насаждений площадью не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку, иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади насаждений - для получения возмещения части затрат на работы по уходу.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2013 в„– 120 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 в„– 1295 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на закладку, уход и раскорчевку многолетних плодовых и ягодных насаждений.
Согласно п. 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь на начало текущего финансового года не менее 3 га площади плодовых насаждений, не менее 1 га садов интенсивного типа, хмельников, питомников, ягодных кустарниковых насаждений.
Таким образом, Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2013 в„– 120, в части требования о наличии на начало текущего финансового года не менее 3 га площади плодовых насаждений не соответствует Правилам в„– 1295, имеющим большую юридическую силу.
В связи с тем, что Правила в„– 1295, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, имеют большую юридическую силу, чем Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан, требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям, установленные в п. 5 Порядка должны соответствовать п. 5 Правил в„– 1295.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды правомерно поддержали выводы УФАС по РБ о том что требование о наличии на начало текущего финансового года не менее 3 га площади плодовых насаждений, установленное постановлением Правительства Республики Башкортостан, может привести к ограничению круга получателей субсидий, не имеющих в наличии на начало текущего финансового года 3 га площади плодовых насаждений, вместе с тем имеющих 1 га насаждений в соответствии с Правилами в„– 1295, и накладывает на потенциальных получателей субсидий и получателей субсидий дополнительные требования, которые не предусмотрены действующим законодательством.
Указанные дополнительные требования влияют на состояние конкуренции, так как предоставление субсидий должно осуществляться на основе равенства всех претендентов на получение субсидий и обеспечивать равный доступ к получению субсидий в отсутствие дополнительных требований, ограничивающих круг получателей субсидий.
Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке предоставления субсидий для целей возмещения части затрат на закладку, уход и раскорчевку многолетних плодовых и ягодных насаждений.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия Правительства РБ правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие ч. 1 ст. 15 Закона в„– 135-ФЗ.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2015 по делу в„– А07-16790/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------