Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2016 N Ф09-253/16 по делу N А07-13854/2015
Требование: О признании недействительным решения в части резервирования для муниципальных нужд земельного участка.
Обстоятельства: Арендатор участка полагал, что оснований для резервирования не было, в оспариваемом решении указана иная территория, к которой спорный участок не относится.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как участок расположен частично в границах красных линий проезжей части проектируемой улицы, наличие допущенной в обжалуемом решении технической ошибки, касающейся реквизитов нормативного акта, на основании которого принято решение, с учетом того, что в оспариваемом решении верно указано наименование проекта планировки территории, не свидетельствует о незаконности решения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф09-253/16

Дело в„– А07-13854/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Адамант" (далее - общество "Адамант", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А07-13854/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Адамант" - Газизова А.Р. (доверенность от 25.12.2015).

Общество "Адамант" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Совет, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Совета от 28.01.2015 в„– 41/6 в части резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:55:010105:791.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - администрация, третье лицо), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - Управление архитектуры, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.09.2015 (судья Кузнецов Д.П.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Адамант" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. Заявитель считает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, являются неверными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, решением Совета от 28.01.2015 в„– 41/6 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020105:791 зарезервирован в составе Проекта планировки территории, ограниченной улицами имени города Галле, проектируемым Западным шоссе, улицами Шафиева, Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.12.2008 в„– 7616. Общество "Адамант" указывает на то, что заинтересованным лицом и третьими лицами не были представлены доказательства допущения технической ошибки в тексте обжалуемого решения от 28.01.2015 в„– 41/6 и того, что на спорный земельный участок налагаются красные линии. Заявитель считает, что доказательств того, что на спорном земельном участке находятся объекты общего пользования либо данный земельный участок используется как территория общего пользования, в материалы дела не представлено, как и не доказано нахождение на спорном земельном участке линии электропередачи, связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и иных сооружений.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что обществу "Адамант" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: склад (литера В, площадью 452,7 кв. м), административное здание (площадью 347,5 кв. м), трансформаторная будка (литера Г, площадью 19,3 кв. м), склад (литера Е, площадью 849,9 кв. м), склад (литера Е, Е1, площадью 1197,4 кв. м), административное здание (литера Д, площадью 600 кв. м), расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Большая Гражданская, 2, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление по земельным ресурсам, арендодатель) и обществом фирма "Адамант" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.05.2012 в„– 231-12, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020105:791, общей площадью 1876 кв. м, расположенный по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Большая Гражданская, занимаемый торгово-складскими помещениями, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью (п. 1.1 договора).
Земельный участок площадью 1876 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Большая Гражданская, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 25.03.2011, с кадастровым номером 02:55:020105:791, с разрешенным использованием: для размещения торгово-складских помещений, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.03.2012 в„– 02/12/1-129139.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждена государственная регистрация обременения в виде аренды земельного участка сроком до 05.12.2021 в пользу общества "Адамант".
Общество "Адамант" 13.12.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка для обслуживания торгово-складских помещений.
Управление по земельным ресурсам письмом от 30.01.2015 в„– 726 уведомило общество "Адамант" об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ввиду того, что часть испрашиваемого участка находится в границах красных линий.
В оспариваемом решении Совета от 28.01.2015 в„– 41/6 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020105:791 указан в числе зарезервированных в составе Проекта планировки территории, ограниченной улицами имени города Галле, проектируемым Западным шоссе, улицами Шафиева, Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден постановлением главы администрации от 24.12.2008 в„– 7616).
Полагая, что правовые основания для резервирования спорного земельного участка отсутствовали, общество "Адамант" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что постановлением администрации от 24.12.2008 в„– 7616 разработка и застройка земельного участка с кадастровым номером 02:55:020105:791 не предусмотрена. Доказательства того, что на спорный земельный участок налагаются красные линии, суду не представлены. Также не представлены доказательства того, что на спорном земельном участке находятся объекты общего пользования либо данный земельный участок используется как территория общего пользования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами, отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении требований общества "Адамант" отказал, верно установив, что из анализа положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушения таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения от 28.01.2015 в„– 41/6) следует, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Пунктом 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной указанным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума в„– 136/13 от 18.06.2013 следует, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением администрации от 15.09.2009 в„– 4521 разработан Проект планировки территории, ограниченной улицами имени города Галле, проектируемым Западным шоссе, улицами Шафиева, Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На основании указанного документа территориального планирования было принято решение о резервировании, в частности, спорного земельного участка.
Из схемы границ Проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации от 15.09.2009 в„– 4521, а также из чертежей планировки территории, положения о размещении объектов капитального строительства, технико-экономических показателей, характеристик планируемого развития территории следует, что спорный земельный участок расположен частично в границах красных линий проезжей части проектируемой улицы в„– 3.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (в том числе схемы границ Проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации от 15.09.2009 в„– 4521,) в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что спорный земельный участок расположен частично в границах красных линий проезжей части проектируемой улицы в„– 3, что является основанием для отказа в удовлетворении требований общества "Адамант".
Довод общества "Адамант" о том, что ответчиком и третьими лицами не были представлены доказательства допущения технической ошибки в тексте обжалуемого решения от 28.01.2015 в„– 41/6, суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно пришел к выводу, что ошибочное указание в оспариваемом решении на резервирование спорного земельного участка на основании постановления администрации от 24.12.2008 в„– 7616 (а не постановления администрации от 15.09.2009 в„– 4521) не может само по себе являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным. Так, то обстоятельство, что указание в оспариваемом решении на постановление администрации от 24.12.2008 в„– 7616 является технической ошибкой, следует, в частности, из того, что в оспариваемом решении верно указано наименование Проекта планировки, утвержденного постановлением администрации от 15.09.2009 в„– 4521, - Проект планировки территории, ограниченной улицами имени города Галле, проектируемым Западным шоссе, улицами Шафиева, Рихарда Зорге в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в то время как постановлением администрации от 24.12.2008 в„– 7616 утвержден Проект планировки иной территории - ограниченной с северо-запада - железной дорогой, рекой Белой, с севера - улицей имени города Галле, с юго-востока - проспектом Октября, с юга - улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции также не установлено.
В соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации обществу "Адамант" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина за подачу кассационной жалобу в сумме 1500 руб.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А07-13854/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Адамант" - без удовлетворения.
Вернуть из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью фирма "Адамант" 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по извещению от 25.12.2015, находящемуся в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------