Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.03.2016 N Ф09-1128/16 по делу N А71-7240/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа по определению выкупной стоимости земельного участка.
Обстоятельства: Предприниматель полагал, что при определении стоимости участка подлежит применению постановление органа государственной власти субъекта РФ, действовавшее в период согласования предварительного предоставления участка в собственность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку стоимость участка правомерно определена на основании постановления органа государственной власти субъекта РФ, действовавшего на момент подачи предпринимателем заявления о предоставлении участка в собственность без проведения торгов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. в„– Ф09-1128/16

Дело в„– А71-7240/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Платоновой Е.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колзина Александра Евгеньевича на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 по делу в„– А71-7240/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от Управления имущественных отношений города Сарапула поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено в порядке, установленном ст. 159, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления.

Индивидуальный предприниматель Колзин Александр Евгеньевич (далее - предприниматель Колзин А.Е.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления имущественных отношений города Сарапула по определению выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:30:000215:143 на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 (судья Яцинюк Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (судьи Семенов В.В., Жукова Т.М., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Колзин А.Е. просит указанные судебные акты отменить, вынести новый судебный акт, ссылаясь на неправильное истолкование ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора. По мнению заявителя, суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку правоотношения сторон по предоставлению в собственность предпринимателя Колзина А.Е. земельного участка, находящегося по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, 59, без проведения торгов возникли с момента первого обращения предпринимателя в уполномоченный орган - с 04.03.2015. Как считает заявитель, именно по состоянию на указанную дату и должна определяться стоимость земельного участка, порядок определения которой регулировался постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2007 в„– 163 "Об установлении выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2007 в„– 163). Применение уполномоченным органом постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100, вступившего в законную силу 20.03.2015, то есть после момента возникновения спорных правоотношений, является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Управления имущественных отношений города Сарапула просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что предпринимателю Колзину А.Е. на праве собственности принадлежит 2-этажное нежилое здание культурно-развлекательного центра, общая площадь 2 262 кв. м. (лит. А, А1, а, а1, а2, а3), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Азина, д. 59, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2014 серия 18 АВ в„– 088548.
Предприниматель 04.03.2015 обратился в Управление имущественных отношений города Сарапула с заявлением об образовании земельного участка площадью 8 944 кв. м. путем объединения нескольких земельных участков, присвоении адреса объединенному земельному участку, согласовании предварительного предоставления объединенного земельного участка в собственность.
Постановлением администрации города Сарапула от 13.03.2015 в„– 714 "Об образовании земельного участка. О присвоении адреса. О предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность" приняты решения об образовании земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 18:30:000215:24, 18:30:000215:26, 18:30:000215:141, 18:30:000215:23, общей площадью 8 944 кв. м; объединенному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Азина, д. 59; утверждена схема расположения объединенного земельного участка; согласовано предварительное предоставление земельного участка заявителю в собственность.
Согласно данным Публичной кадастровой карты http://maps.rosreestr.ru земельный участок с кадастровым номером 18:30:000215:143 площадью 5 817 кв. м. был образован (поставлен на кадастровый учет) 15.04.2015.
Предприниматель Колзин А.Е. 20.04.2015 обратился в Управление имущественных отношений города Сарапула с заявлением о предоставлении земельного участка, площадь 5 817 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Азина, д. 59, в собственность за плату.
В адрес заявителя направлен проект договора купли-продажи земельного участка, согласно Приложению в„– 2 к которому расчет стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:30:000215:143, общей площадью 5 817 кв. м, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 59, произведен на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100.
На обращение заявителя, заинтересованное лицо письмом от 01.06.2015 в„– 01-20/1647 сообщило, что цена при заключении договора купли-продажи определена на основании указанного постановления Правительства Удмуртской Республики, в связи с тем, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность подано заявителем 20.04.2015 - после вступления в законную силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100.
Полагая, что определение цены выкупаемого земельного участка должно производиться на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2007 в„– 163, действующего на момент подачи заявления о согласовании предварительного предоставления земельного участка заявителю в собственность, действия Управления имущественных отношений города Сарапула по определению выкупной стоимости земельного участка не соответствуют закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение Управления имущественных отношений города Сарапула об определении цены земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100 соответствует действующему законодательству.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 39.1, подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Как установлено судами, между сторонами возникли разногласия относительно выкупной стоимости спорного земельного участка, порядка ее определения.
В соответствии с п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Правительством Удмуртской Республики издано постановление от 17.03.2015 в„– 100, которым установлена цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 названного Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подп. 1 и 2 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6 ст. 39.17 названного Кодекса).
По смыслу изложенных норм земельного законодательства (ст. 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган соответствующего требованиям закона заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в связи с чем выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи соответствующего заявления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предприниматель Колзин А.Е. обратился в Управления имущественных отношений города Сарапула 20.04.2015.
С учетом этого, установив, что с 20.03.2015 действует порядок установления цены продажи земельных участков, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.03.2015 в„– 100, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для определения размера выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:30:000215:143, общей площадью 5 817 кв. м, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 59, в соответствии с постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2007 в„– 163.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что оспариваемые действия Управления имущественных отношений города Сарапула не нарушают положений действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод предпринимателя Колзина А.Е. о неправильном применении судами норм материального права, что привело к применению нормативного акта к правоотношениям, возникшим ранее его вступления в законную силу, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств как основанный на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы физическим лицом на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятые по результатам рассмотрения заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 150 руб.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено соответствующей главой названного Кодекса, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично.
Поскольку предпринимателем при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 13.01.2016 в„– 2 уплачено 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 руб. подлежит возврату заявителю. При этом оригинал указанного платежного поручения остается в материалах дела.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2015 по делу в„– А71-7240/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колзина Александра Евгеньевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Колзину Александру Евгеньевичу из федерального бюджета 2 850 руб. 00 коп. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.01.2016 в„– 2, оригинал которого находится в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------