Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2016 N Ф09-606/16 по делу N А47-3441/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган предложил уплатить земельный налог, начислил пени ввиду неправомерного применения налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку налог правомерно рассчитан органом на основании стоимости участка, установленной в рамках государственной кадастровой оценки земель, стоимость, установленная решением суда, не подлежала применению с учетом даты вступления решения в силу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. в„– Ф09-606/16

Дело в„– А47-3441/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Файзуллаевой Я.Д., в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торговый Дом "Форштадт" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.08.2015 по делу в„– А47-3441/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по тому же делу Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Хорошкина Т.А. (доверенность от 05.10.2015);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Садомский С.А. (доверенность от 02.02.2015 в„– 55).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 17.12.2014 в„– 07-21/7836 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.08.2015 (судья Н.А. Третьяков) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (судьи В.Ю. Костин, Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Общество обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, в том числе п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 3 ч. 4 ст. 170, п. 12 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что при исчислении земельного налога он руководствовался справкой от 28.05.2014, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - кадастровая палата) о кадастровой стоимости спорного земельного участка, тогда как кадастровая стоимость, взятая инспекцией для расчета недоимки по данному налогу, документально не подтверждена.
В обоснование довода о том, что применение рыночной стоимости земельного участка, определенной решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу в„– А47-4435/2013 является обоснованным, заявитель ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 в„– 913/11 и письма Министерства финансов Российской Федерации в„– 03-05-04-02/27809 от 16.07.2013 и в„– 03-05-05-02/36540 от 05.09.2013.
В отзыве налоговый орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, налогоплательщиком с 08.02.2008 является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0225002:262 (далее - земельный участок), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2009, согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, составляла 49 678 876 руб. 08 коп.
В рамках дела в„– А47-4435/2013 Арбитражного суда Оренбургской области решением от 16.10.2013 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012, в размере 18 921 000 руб.
Общество 08.07.2014 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, по данным которой налоговая база по земельному налогу отражена в размере 18 921 000 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 449 205 руб.
В отношении общества налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной уточненной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком занижен земельный налог за 2012 год в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка, так как согласно данным регистрирующего органа его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 49 678 876 руб. 08 коп.
По результатам данной проверки инспекцией составлен акт от 22.10.2014 в„– 07-21/41966 и вынесено решение от 17.12.2014 в„– 07-21/7836 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить земельный налог за 2012 год в размере 461 368 руб., начислены пени в сумме 10 237 руб. 99 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 11.03.2015 в„– 16-15/02746, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Исходя из того, что решение инспекции не соответствует нормам Кодекса и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, налогоплательщик обратился в суд с заявленным требованием.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно положениям п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 396 Кодекса определен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 390 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено).
В соответствии с п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9 Правил).
На основании подп. 11 п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 1 ст. 391 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что по решению Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 в рамках дела в„– А47-4435/2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 01.01.2012 в размере 18 921 000 руб., в связи с чем налогоплательщик представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, по данным которой налоговая база по земельному налогу отражена в размере 18 921 000 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 449 205 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении его требования о признании недействительным решения, поскольку налоговый орган правильно произвел расчет земельного налога за период 2012 года в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 49 678 876 руб., исходя из сведений, полученных им из кадастровой палаты.
Суды указали, что при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре, отметив, что в проверяемый период в отношении спорного земельного участка действовала кадастровая оценка земли, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 года в„– 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Руководствуясь п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 в„– 275-0-0, суды также указали, что возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости допускается, и разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости является основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 по делу в„– А47-4435/2013, не подлежит применению ранее даты вступления в законную силу решения при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2012 год, поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, а перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что при исчислении земельного налога он руководствовался справкой кадастровой палаты от 28.05.2014 о кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 921 000 руб. по состоянию на 01.01.2012 г., судом кассационной инстанции не принимается, поскольку документом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости является решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2013 по делу в„– А47-4435/2013.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов налогоплательщика, в связи с чем, доначисление инспекцией обществу земельного налога в размере 461 368 руб. и пени за его несвоевременную уплату в размере 10 237 руб. 99 коп. произведено налоговым органом правомерно.
Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.08.2015 по делу в„– А47-3441/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торговый Дом "Форштадт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------