Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2016 N Ф09-527/16 по делу N А71-6528/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий обучающихся железнодорожным транспортом.
Обстоятельства: Перевозчик полагал, что его выпадающие доходы возмещены не в полном объеме.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченным органом надлежащим образом исполнены обязательства по компенсации потерь перевозчика, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям пассажиров, оснований для взыскания убытков не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. в„– Ф09-527/16

Дело в„– А71-6528/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2015 по делу в„– А71-6528/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Содружество" (далее - общество "Содружество") - Комаров Р.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1).

Общество "Содружество" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Министерство) убытков в размере 902 678 руб. 80 коп., образовавшихся в результате оказания транспортных услуг отдельным категориям обучающихся в периоды с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014. по 31.12.2014.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2015 (судья Бакулев С.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Васильева Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество "Содружество" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что убытки, понесенные перевозчиком, подлежат полному возмещению вне зависимости от каких-либо условий, в т.ч. условий договора или возможностей бюджета соответствующего уровня. При этом наличие в договоре положений, ограничивающих размер субсидий лимитом бюджетных средств, по мнению заявителя жалобы, не лишают перевозчика права требовать возмещения убытков от перевозки обучающихся в полном объеме, и не освобождает другую сторону договора от обязанности на их полное возмещение. Более того, по мнению общества "Содружество", названное условие договора противоречит действующему законодательству, в силу п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным. Полагает, что при принятии решения суды первой и апелляционной инстанций неправомерно сослались на разъяснения, сформулированные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 по делу в„– 307-ЭС15-7013, при этом не приняли во внимание правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в п. 16 постановления от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которой суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что 25.02.2014 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (заказчик) и обществом "Содружество" (исполнитель) заключен договор в„– 66 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления в период с 1 января по 15 июня 2014 года и с 1 сентября по 31 декабря 2014 года отдельным категориям обучающихся льготы при оплате ими проезда на территории Удмуртской Республики железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 50% от установленного тарифа (п. п. 1.2., 1.3. договора).
В соответствии с п. 2.1. договора заказчик обязался производить в 2014 году компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы обучающимся, в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 24.12.2013 в„– 88-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете Удмуртской Республики) в пределах, предусмотренных (доведенных) заказчику лимитов бюджетных ассигнований на указанные цели на основании представляемых исполнителем по установленной договором форме ежемесячных отчетов, содержащих такую информацию, как количество перевезенных обучающихся, средняя дальность и средняя стоимость поездки одного обучающегося, доходы, полученные от перевозки обучающихся, доходы, которые исполнитель получил бы от перевозки обучающихся по установленным тарифам, и размер потерь в доходах исполнителя от перевозки обучающихся.
Согласно абзацу 4 п. 2.1. договора в случае недостаточности бюджетных средств, выделенных в 2014 году на компенсацию потерь в доходах от предоставления льготного проезда отдельных категорий обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики, заказчик на основе данных о фактически недополученных исполнителем доходов, вырабатывает предложения Правительству Удмуртской Республики о соответствующем увеличении размера субсидии.
В силу п. 4.3. договора оплата счета исполнителя на сумму оказанных услуг осуществляется заказчиком в рамках лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных (доведенных) заказчику Законом о бюджете Удмуртской Республики.
Согласно отчетам общества "Содружество" в спорный период им оказаны услуги по перевозке отдельных категорий обучающихся на сумму 16 442 384 руб. 50 коп. и возмещены на сумму 15 539 705 руб. 70 коп.
Ссылаясь на то, что принятые на себя субъектом Российской Федерации обязательства по компенсации потерь в доходах транспортной организации исполнены ненадлежащим образом, субсидии выплачены в меньшем размере, чем предусмотрено соответствующим договором, общество "Содружество" обратилось в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом не доказана совокупность обстоятельств, подтверждающих наличие убытков в смысле ст. 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Правительством Удмуртской Республики 17.02.2014 принято постановление в„– 59 "Об установлении отдельным категориям обучающихся льготы на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении". Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики, на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы отдельным категориям обучающихся (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка им определяются условия и устанавливаются правила предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики (далее - пригородные пассажирские компании), на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления лицам, получающим начальное, основное и среднее общее образование, а также лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования очной формы обучения, высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) очной формы обучения, и аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам очной формы обучения (далее - отдельные категории обучающихся) в период с 1 сентября по 15 июня льготы в виде 50-процентной скидки от установленного уполномоченными исполнительными органами государственной власти тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - субсидия) при оплате проезда на территории Удмуртской Республики (далее - льгота).
Согласно п. 2 Порядка предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики на цели, указанные в п. 1 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 11 Порядка субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и пригородной пассажирской компанией, по форме, утвержденной Министерством, в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии.
Законом Удмуртской Республики от 24.12.2013 в„– 88-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение денежных средств в целях предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики, на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы отдельным категориям обучающихся, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики как главному распорядителю бюджетных средств в сфере предоставления государственных услуг в сфере транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики в размере 20 487 300 руб.
При этом указанная денежная сумма распределена между тремя перевозчиками согласно условиям заключенных с ними соответствующих договоров. Кассовое исполнение потерь в доходах истца осуществлено на сумму 15 539 705 руб. 50 коп. (без учета кредиторской задолженности 2013 года, оплаченной в 2014 году).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установлено ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор от 25.02.2014 в„– 66, заключенный между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и обществом "Содружество", отчеты общества "Содружество" об исполнении обязательств по перевозке пассажиров за спорный период, платежные поручения о перечислении обществу "Содружество" денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с перевозкой обучающихся, суды пришли к выводу о том, что субъектом Российской Федерации надлежащим образом исполнены принятые на себя обязательства по компенсации потерь транспортной организации, связанных с предоставлением отдельным категориям пассажиров льготы в виде 50-процентной скидки от установленного уполномоченными исполнительными органами государственной власти тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Принимая во внимание, что Удмуртской Республикой в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренные договором от 25.02.2014 в„– 66, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований общества "Содружество" к Удмуртской Республики в лице Министерства, возникших вследствие предоставления льгот по проезду в общественном транспорте.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что действующим законодательством установлена обязанность соответствующего бюджета в полном объеме возмещать понесенные транспортной организацией расходы, возложение неблагоприятных последствий установления лимитов бюджетных ассигнований на субъекта предпринимательской деятельности является неправомерным, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом установленных судами обстоятельств по настоящему делу как основанные на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2015 по делу в„– А71-6528/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------