Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2016 N Ф09-1283/16 по делу N А76-6201/2015
Требование: О взыскании с собственника имущества муниципального учреждения в порядке субсидиарной ответственности задолженности по налоговым платежам.
Обстоятельства: Налоговый орган указал, что учреждение ликвидировано, общей суммы активов автономного учреждения оказалось недостаточно для погашения недоимки по налогам.
Решение: Требование удовлетворено, так как наличие и размер долга не оспариваются, у учреждения отсутствуют средства для удовлетворения требований кредиторов, собственник имущества учреждения в силу закона несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. в„– Ф09-1283/16

Дело в„– А76-6201/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кравцовой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска (далее - ответчик, управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2015 по делу в„– А76-6201/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (ИНН 7447015803, ОГРН 1047446999984; далее - истец, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Муниципальному автономному учреждению "Мемориал-Сервис" (далее - МАУ "Мемориал-Сервис", налогоплательщик, автономное учреждение), управлению о взыскании задолженности по налогам в сумме 1 237 841 руб. 27 коп.
Определением суда от 13.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет финансов города Челябинска, Администрация города Челябинска.
Решением суда от 28.09.2015 (судья Каюров С.Б.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что судами при рассмотрении данного дела не учтены существенные нарушения инспекцией срока и порядка предъявления требований о взыскании налогов и прочих платежей.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления без удовлетворения.

При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
Администрацией г. Челябинска вынесено распоряжение от 06.05.2011 в„– 2734-к о ликвидации МАУ "Мемориал-Сервис" (с учетом распоряжения от 20.06.2011 в„– 3704-к о внесении изменений в распоряжение от 06.05.2011 в„– 2734-к).В налоговый орган 13.05.2011 предоставлен Администрацией г. Челябинска пакет документов, в том числе распоряжение о ликвидации МАУ "Мемориал-Сервис", уведомление по форме Р1500 о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление по форме Р15002 о формировании ликвидационного комиссии, назначении ликвидатора.
В Единый государственный реестр юридических лиц 20.05.2011 внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
В адрес МАУ "Мемориал-Сервис" 15.07.2011 направлено инспекцией требование в„– 11-33/024546 о включении в перечень предъявленных кредиторами требований в счет погашения кредиторской задолженности в сумме 988 973 руб. 54 коп.; требование о погашении кредиторской задолженности по налогам, сборам, взносам, в которых в качестве справки указана вся взыскиваемая задолженность; неоднократно направлялись предложения о включении имеющейся задолженности в реестр требований кредиторов.
Инспекцией направлено также требование от 06.05.2011 в„– 30951 об уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (242 469 руб. налог, 80 823 руб. авансовый платеж), а также об уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет (26 941 руб. налог, 8 980 руб. авансовый платеж).
В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2011 года, авансовые платежи 80 823 руб., 9 980 руб. сторнированы в полном объеме; при этом не уплачен налог в сумме 269 410 руб.
В связи с неуплатой задолженности по первичной декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2011 года налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлены требования от 25.04.2011 в„– 30140 на сумму 105 658 руб., от 25.05.2011 в„– 32349 на сумму 105 658 руб., от 27.06.2011 в„– 33188 на сумму 105 658 руб. со сроками уплаты 17.05.2011, 15.06.2011, 15.07.2011; ввиду неуплаты МАУ "Мемориал-Сервис" задолженности по первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года инспекцией также выставлены требования от 25.08.2011 в„– 55389 на сумму 74 242 руб., от 23.09.2011 в„– 63683 на сумму 37 123 руб.
В связи с неуплатой налогоплательщиком задолженности по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2012 года, налоговым органом выставлены налогоплательщику требования от 25.10.2012 в„– 15167 на сумму 26 029 руб., от 22.11.2012 в„– 42854 на сумму 26 029 руб., от 25.12.2012 в„– 84551 на сумму 26 029 руб.
Поскольку не произведена уплата задолженности по налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2011 года, 1 полугодие 2011 года, инспекцией в адрес МАУ "Мемориал-Сервис" выставлены требования от 10.11.2011 в„– 89417 на сумму 68 611 руб., которая впоследствии уменьшена на 3 905 руб.; от 12.05.2012 в„– 7683 на сумму 1 690 руб., уменьшенная на 178 руб.
Налоговым органом также выставлено налогоплательщику требование от 29.06.2012 в„– 10125 на сумму 88 740 руб. со сроком уплаты 19.07.2012 года.
МАУ "Мемориал-Сервис" 27.06.2012 перечислено 85 320 руб., 1 512 руб. в счет уплаты текущей недоимки, которые зачтены в счет уплаты задолженности за период 1 квартала 2011 года. С учетом частичной оплаты по налогу и уточнениями исчисленных сумм налога в сторону уменьшения, сумма недоимки налогоплательщика по перечисленным периодам составила 118 501 руб.
В связи с неуплатой МАУ "Мемориал-Сервис" задолженности по налоговой декларации по транспортному налогу за 2012 год, инспекцией выставлено требование от 30.01.2013 в„– 1167 со сроком уплаты 19.02.2013 на сумму 35 584 руб. Налогоплательщиком 15.03.2013 перечислена сумма 7 296 руб. в счет уплаты текущей недоимки. С учетом частичной оплаты сумма недоимки составила 28 288 руб.
Налоговым органом решениями от 21.11.2011 в„– 4146, 4145 МАУ "Мемориал-Сервис" привлечено к налоговой ответственности по ст. 119.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), на основании которых начислен штраф в сумме 400 руб.
В адрес инспекции не поступало сведений, ответов на запросы от МАУ "Мемориал-Сервис" о включении данных требований в список кредиторской задолженности, сроках и порядке оплаты.
В инспекцию 29.10.2014 поступил ликвидационный промежуточный баланс по состоянию на 29.10.2014, подписанный ликвидатором МАУ "Мемориал-Сервис", согласно которого у налогоплательщика имеются неисполненные требования налогового органа на дату составления ликвидационного баланса, о чем свидетельствует справка по состоянию расчетов, составленная на 12.11.2014; требования инспекции включены МАУ "Мемориал-Сервис" в промежуточный ликвидационный баланс; произведено частичное погашение задолженности; при составлении ликвидационного баланса проведена сверка задолженности, которая отражена в указанном балансе.
В разделе пассива ликвидационного баланса "расчеты по платежам в бюджеты" на конец отчетного периода по расчетам по налогам на прибыль организации указана сумма 363 875 руб. 45 коп.; по расчетам по НДС - 665 005 руб. 09 коп.; по расчетам по иным платежам в бюджет - 208 002 руб. 07 коп.
В соответствии со справкой расчетов с бюджетом по состоянию на 12.11.2014 сумма задолженности налогоплательщика по налогу на прибыль организаций составила 364 912 руб. 09 коп.; по НДС - в сумме 666 954 руб. 84 коп.; по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, а также штрафам - 208 567 руб. 23 коп.
В результате ликвидации МАУ "Мемориал-Сервис" задолженность по налоговым платежам им не погашена.
Налоговым органом установлено, что у МАУ "Мемориал-Сервис" отсутствовали средства, необходимые для удовлетворения требований налогового органа, или иное имущество (промежуточный ликвидационный баланс на 29.10.2014).
В связи с отсутствием погашения имеющейся задолженности по налогам и сборам, а также недостаточности общей суммы активов автономного учреждения для ее погашения, инспекция обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества учреждения на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды, удовлетворяя требования истца, пришли к выводу о наличии у собственника имущества автономного учреждения субсидиарной ответственности по долгам учреждения при его ликвидации.
Данный вывод соответствует положениям ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской, суды установили, что размер и наличие задолженности автономного учреждения не оспаривается ответчиком; истец обратился с требованием о взыскании данной суммы не в общем порядке, предусмотренном ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащего применению в ходе процедуры ликвидации МАУ "Мемориал-Сервис", обоснованно посчитав о наличии правовых оснований для применения субсидиарной ответственности к собственнику имущества (в данном случае в лице управления) по уплате задолженности по налоговым платежам МАУ "Мемориал-Сервис".
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, суды правомерно взыскали с управления в субсидиарном порядке спорную задолженность МАУ "Мемориал-Сервис".
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами установлены все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами при рассмотрении данного дела не учтены существенные нарушения инспекцией срока и порядка предъявления требований о взыскании налогов и прочих платежей основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы управления проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2015 по делу в„– А76-6201/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------