По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016 N Ф09-1104/16 по делу N А76-17990/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, обязании произвести регистрацию.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на участок.
Решение: Требование удовлетворено, так как участок разграничен в собственность муниципального образования в силу закона ввиду расположения на участке муниципального детского сада, оснований для отказа в регистрации не было, право распоряжения участками, не разграниченными в государственной собственности, делегированное органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности на участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. в„– Ф09-1104/16
Дело в„– А76-17990/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.Ю., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу в„– А76-17990/2015 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Росреестра - Шуплецова Е.Г. (доверенность от 28.09.2015).
Ходатайство Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Челябинск" на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Курчатовский район, по ул. Шагольской, выраженный в письме от 29.05.2015 в„– 001/222/2015-240, обязании Управления Росреестра произвести данную государственную регистрацию права собственности.
Решением суда от 12.10.2015 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель полагает необоснованным вывод апелляционного суда об отсутствии пресекательного действия норм Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). По мнению заявителя, процедура разграничения не может подменять собой процедуру приобретения прав на земельные участки, занятые объектами недвижимости. Как указывает Управление Росреестра, наличие права собственности на здание, расположенное на земельном участке муниципального образования, является основанием для приобретения земельного участка в аренду либо в собственность (ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации). Заявитель полагает, что права и интересы Комитета не нарушены, поскольку отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок не препятствует распоряжению земельным участком как неразграниченным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальному образованию - "город Челябинск" на праве собственности принадлежит нежилое здание (детский сад), площадью 6 683,1 кв. м, этажность: 4, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Шагольская, квартал I, 6б (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2015).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2015 в„– 7400/101/15-349857 указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 площадью 18 462 кв. м, поставленном на кадастровый учет 08.07.2013.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют (уведомление регистрирующего органа от 10.07.2015 в„– 74/001/014/2015-296).
Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением от 23.04.2015 о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 18 462 кв. м с кадастровым номером 74:36:0701014:3397.
В письме от 29.04.2015 Управление Росреестра сообщило о том, что государственная регистрация приостановлена до 29.05.2015 на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Решением Управления Росреестра, изложенном в сообщении от 29.05.2015 в„– 001/222/3015-240, в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный участок отказано в связи с непредставлением документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают возникновение права собственности муниципального образования (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).
Полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств возникновения права собственности муниципального образования на спорный земельный участок. Поскольку доказательств наличия у муниципального образования права собственности на нежилое здание (детский сад) на момент вступления в силу Вводного закона не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 относится к землям, собственность на которые не разграничена.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно 2 условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в ст. 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (о государственной регистрации прав).
На основании п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (ст. 20 Закона о регистрации).
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 площадью 18 462 кв. м сформирован для размещения детского сада.
Право муниципальной собственности на нежилое здание (детский сад) площадью 6683,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Шагольская, квартал I, 6б, зарегистрировано 15.04.2015.
Таким образом, судом апелляционной инстанции верно установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 размещено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 в„– 2178/11, от 17.12.2013 в„– 12790/13, в силу названной нормы земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, при этом ранее действовавшая и установленная Федеральным законом от 17.07.2001 в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" административная процедура разграничения государственной собственности на земельные участки упразднена, и земельные участки считаются разграниченными при наличии оснований, закрепленных ст. 3.1. Вводного закона в силу закона.
Поскольку нормой ч. 3 ст. 3.1 Вводного закона предусмотрены основания приобретения права муниципальной собственности на земельный участок при размещении на участке здания, принадлежащего муниципальному образованию, вывод суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 разграничен в собственность муниципального образования "город Челябинск" в силу закона, является правильным.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности у Управления Росреестра не имелось.
Установив, что оспариваемый отказ противоречит ст. 20 Закона о регистрации, является незаконным и нарушает права и законные интересы Комитета, апелляционный суд правомерно отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования.
Довод Управления Росреестра о том, что права муниципального образования обжалуемым отказом не нарушены в силу сохранения распорядительных полномочий в отношении земельного участка как неразграниченного в государственной собственности, отклоняется как противоречащий ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право распоряжения земельными участками, не разграниченными в государственной собственности, делегированное органам местного самоуправления в порядке ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, не тождественно праву собственности на земельный участок.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности оспариваемого отказа.
Выводы апелляционного суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу в„– А76-17990/2015 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
И.А.ТАТАРИНОВА
------------------------------------------------------------------