Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2016 N Ф09-682/16 по делу N А60-23777/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, штраф ввиду применения налогоплательщиком неверной кадастровой стоимости земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в государственном кадастре недвижимости была допущена техническая ошибка, что привело к занижению кадастровой стоимости спорного участка, данная ошибка исправлена уполномоченным органом, земельный налог подлежит исчислению и уплате исходя из действительной стоимости земельного участка, а не ошибочной.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. в„– Ф09-682/16

Дело в„– А60-23777/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория Инвест" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2015 по делу в„– А60-23777/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кузнецова И.А. (доверенность от 15.06.2015).
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 30 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.10.2014 в„– 2576.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2015 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, в части отказа в признании незаконным доначисления земельного налога за 2013 год, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 22.04.2014 по 22.07.2014 проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной налоговой декларации (расчета) по земельному налогу общества за 2013 год, представленной в инспекцию 22.04.2014.
Результаты проверки оформлены актом от 05.08.2014 в„– 4048.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 03.10.2014 в„– 2576, обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 580 302 руб., пени в сумме 25 748 руб. 21 коп., также общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату сумм земельного налога в виде штрафа в сумме 107 008 руб. 40 коп., по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу в виде штрафа в сумме 80 256 руб.
Основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа явился вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 по состоянию на 01.01.2013 составляет 239 037 452 руб., а при исчислении земельного налога обществом применена кадастровая стоимость земельного участка в сумме 132 024 731 руб. Занижение налоговой базы допущено налогоплательщиком вследствие технической ошибки, исправленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области решением от 28.11.2014 в„– 66/14-244135.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.01.2015 в„– 1819/14, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции отменено в части доначисления штрафных санкций по ст. 122 НК РФ в размере 97 956 руб. в связи с занижением земельного налога, уплаченного за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 66:58:2902019:166. В остальной части решение инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение инспекции от 03.10.2014 в„– 2576 незаконно, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании решения инспекции от 03.10.2014 в„– 2576 недействительным в части начисления недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 580 302 руб., пени в сумме 25 748 руб. 21 коп., также привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.
Суды, сделав вывод о том, что решение инспекции от 03.10.2014 в„– 2576 соответствует требованиям НК РФ и не нарушает прав и законных интересов общества, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316).
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка при исчислении земельного налога в 2013 году определяется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 в„– 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неисчислении за 2013 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельных участков, принадлежащих обществу.
Общество полагает, что при исчислении земельного налога за 2013 год занижение налоговой базы допущено вследствие решения об исправлении технической ошибки от 14.06.2013 в„– 66/13-98470 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, в соответствии с которым, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 составляет 132 024 731 руб.
Однако сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12.2011 на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала от 26.12.2012 в„– 66:58:2902019, подготовленного в соответствии с вступившим в силу 08.12.2012 постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 в„– 1348-ПП "Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам в Свердловской области". Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 239 037 452 руб. 33 коп.
В кадастровые сведения о разрешенном использовании указанного земельного участка 24.05.2011 внесены изменения в соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.11.2012 в„– 1459 "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения Свердловской области, расположенных на территории Свердловской области" в экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 ошибочно внесены изменения в государственный кадастр недвижимости на основании решения об исправлении технической ошибки от 14.06.2013 в„– 66/13-98470.
В результате кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 132 024 730 руб. 75 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 в„– 1348-ПП "Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам в Свердловской области" утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для дачных объединений, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по городскому округу Первоуральск в размере 353.51 руб. / кв. м.
Таким образом, как верно указано судами, значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 составляет 353.51 руб. / кв. м, следовательно, правильная величина кадастровой стоимости названного земельного участка - 239 037 452 руб. 33 коп.
При этом судами верно определено, что техническая ошибка исправлена территориальным органом кадастра в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате исправления технической ошибки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 возвращена к первоначальному значению, указанному по состоянию на 01.01.2013. Уменьшение кадастровой стоимости внесено Росреестром 14.06.2013 ошибочно.
В связи с этим судами обоснованно указано, что земельный налог подлежит исчислению и уплате исходя из действительной стоимости земельного участка, а не ошибочной.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к правильному выводу о том, что решение инспекции от 03.10.2014 в„– 2576 соответствует требованиям НК РФ и не нарушает прав и законных интересов общества.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2015 по делу в„– А60-23777/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------