Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2016 N Ф09-542/16 по делу N А71-2593/2015
Требование: Об отмене предписания функционального органа администрации муниципального образования.
Обстоятельства: Товариществу собственников жилья предписано устранить нарушение порядка расчета платы за отопление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ТСЖ было надлежащим образом уведомлено о предстоящей проверке, предписание вынесено органом в пределах его компетенции, содержит характеристику нарушения, указание на подлежащие проведению мероприятия, излишнее предъявление сумм к оплате подтверждено с учетом необходимости проведения корректировки размера платы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. в„– Ф09-542/16

Дело в„– А71-2593/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Автозаводская, 13" (далее - ТСЖ "Автозаводская, 13", ТСЖ, товарищество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу в„– А71-2593/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ТСЖ "Автозаводская, 13" - Соловьева Н.В. (доверенность от 20.10.2015).

ТСЖ "Автозаводская, 13" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания, вынесенного Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ижевска (далее - Управление, административный орган) по результатам проведения мероприятия по государственному контролю от 23.01.2015 в„– 167.
Решением суда от 26.08.2015 (судья Калинин Е.В.) заявленные требования удовлетворены, предписание от 23.01.2015 в„– 167 признано незаконным и отменено. На административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 (судьи Риб Л.Х., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. ТСЖ считает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о полномочиях Управления по выдаче предписания, о полномочиях общего собрания собственников, не соответствующим материалам дела вывод о заблаговременном уведомлении ТСЖ о проверке. Товарищество считает, что суд дал неправильную оценку предписания в части расчета, кроме того, п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, неприменим к данным обстоятельствам. Заявитель оспаривает вывод суда об исполнимости предписания, ссылаясь на отсутствие в предписании конкретных пунктов Правил в„– 307, требования которых ТСЖ обязано выполнить, и отсутствие указания на конкретные действия, которые ТСЖ обязано совершить. Кроме того, ТСЖ полагает, что рассмотрение дела в отсутствие третьего лица - ООО "Удмуртские коммунальные системы" - является безусловным основанием для отмены судебного акта.
В отзыве третье лицо просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя ООО "Удмуртские коммунальные системы" и поддерживает пояснения, данные им в суде первой инстанции.
Управление в отзыве отклоняет доводы ТСЖ, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, в период с 21.01.2015 по 23.01.2015 на основании приказа от 16.12.2014 в„– 167 Управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Автозаводская, 13" с целью защиты прав потребителей при выполнении расчета размера платы за коммунальные услуги (обращение потребителя в„– 2899-Б от 11.12.2014).
Управлением выявлены нарушения п. 19 - 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 в„– 307 (далее - Правила в„– 307), выразившееся в нарушении порядка расчета размера платы за отопление. Выявленные нарушения отражены в акте от 23.01.2015 в„– 167. В целях устранения нарушений Управлением заявителю выдано предписание от 23.01.2015 в„– 167.
ТСЖ оспорило предписание, ссылаясь на несоответствие его положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части выводов о размере платы за отопление за 2013 и 2014 гг. Товарищество ссылалось на то, что при определении общего размера платы за отопление за 2013 год по квартире <...> административным органом неверно определен объем потребления тепловой энергии за январь 2013 года, а именно - 432,61 Гкал, тогда как согласно отчету о потреблении теплоносителя и тепловой энергии за январь 2013 года объем тепловой энергии составил 696,25 Гкал. При расчете платы за отопление за 2014 год по данной квартире неверно определен объем потребления тепловой энергии с января по декабрь 2014 года, не в соответствии с отчетами о потреблении теплоносителя и тепловой энергии за январь - май 2014 года. Расчет Управления за 2014 год за период с августа по декабрь (когда общедомовой прибор учета не эксплуатировался) заявитель считал неправильным, поскольку административным органом, по мнению ТСЖ, не применен подлежащий применению нормативный акт - постановление Администрации г. Ижевска от 10.08.2009 в„– 746 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление". В заявлении ТСЖ в суд изложены расчеты заявителя, согласно которым отсутствует излишне предъявленная к оплате за 2013 и 2014 гг. сумма, отраженная в акте проверки.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Суд первой инстанции удовлетворил требования в связи с несоблюдением Управлением требований к порядку проведения внеплановой документарной проверки, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон в„– 294-ФЗ). Суд пришел к выводу о нарушении п. 1 ч. 2 ст. 2, ч. 16 ст. 10 указанного Закона в части срока уведомления о проведении проверки.
Суд апелляционной инстанции, действуя в соответствии с положениями ст. 266, 268 АПК РФ, проверил наличие у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, законность предписания, наличие нарушения прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
Суд, исследовав материалы дела, применив п. 4 ст. 10, ст. 11, 12, п. 3 ст. 14, п. 16 ст. 10 Федерального закона в„– 294-ФЗ установил, что Управление надлежащим образом уведомило ТСЖ о предстоящей проверке. Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии заблаговременности уведомления судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на нормах права, не подлежащих применению к обстоятельствам настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предписание вынесено уполномоченным органом в пределах компетенции. Судом учтены положения п. 16 ст. 12, ч. 1.1, 2.1, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 в„– 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 в„– 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска". Вывод суда соответствует закону.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Автозаводская, 13" является исполнителем коммунальных услуг, выполняет действия по заключению, сопровождению договоров на предоставление коммунальных услуг.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подп. б п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов" постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 в„– 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до 01.07.2016 начисление платы за услугу "отопление" производится в порядке, предусмотренном Правилами в„– 307.
Установленный названными Правилами порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги в жилых помещениях зависит от наличия либо отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (п.п. 19, 21, 23).
Управлением установлено, что многоквартирный дом в„– 13 по ул. Автозаводская оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, имеются акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по 30.07.2014. С 01.08.2014 общедомовой узел учета не имеет допуск к эксплуатации.
На основании подп. "б" п. 21 Правил в„– 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения в„– 2 к Правилам (формула 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 прил. в„– 2 к Правилам (формула 8).
Таким образом, начисление платы за отопление за конкретный месяц непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии, что вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того, рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды. Расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие с платой за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом.
Кроме того, п. 21 и 22 Правил в„– 307 не освобождают исполнителя от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае неисправности прибора учета в отдельные месяцы.
В соответствии с пунктом 27 Правил величина, полученная в результате корректировки, учитывается при начислении гражданам платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
Административный орган, руководствуясь формулой в„– 7 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307, при расчете платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на 1 кв. м общей площади жилых и нежилых помещений за истекший год, площади соответствующего помещения и тарифа, установленного постановлением РЭК УР в„– 17/1 от 30.11.2011, используя данные техпаспорта о многоквартирном жилом доме, счета-извещения по оплате за жилищно-коммунальные услуги по квартире <...>, а также учитывая требование о корректировке размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307, пришел к выводу, что за 2013 год при расчете платы за отопление сумма 375,84 руб. предъявлена к оплате в нарушение установленного порядка.
При проверке расчета платы за отопление по указанной квартире за 2014 год Управление установило, что сумма 261,534 руб. предъявлена к оплате в нарушение установленного порядка.
Суд исходил из того, что при наличии в проверенном многоквартирном жилом доме общедомового узла учета тепловой энергии расчет платы за отопление следует производить в порядке, предусмотренном подп. "б" п. 21 Правил в„– 307, и при наличии оснований исполнитель коммунальных услуг обязан производить корректировку размера платы в установленном порядке.
Довод заявителя об отсутствии оснований для проведения корректировки платы за отопление за 2013 год и наличии оснований для расчета платы за отопление за 2014 год по показаниям прибора учета в связи с соответствующим решением общего собрания собственников помещений от 17.09.2012, судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку общее собрание не наделено полномочиями по изменению установленного нормативным актом Правительства РФ порядка исчисления платы. Вывод суда апелляционной инстанции соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857.
Суд апелляционной инстанции признал расчеты Управления основанными на первичных данных учета тепловой энергии и применении формул Правил в„– 307. Заявитель жалобы считает, что судом не дана надлежащая оценка определению Управлением объема потребленного ресурса по данным отчетов о потреблении теплоносителя и тепловой энергии. Однако оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции установил, что предписание по своему содержанию соотносится по дате и номеру с актом проверки, содержит характеристику нарушения, указание на нормативный документ, в соответствии с которым проведена проверка и нарушение требований которого установлено, а также указание на подлежащие исполнению мероприятия, в связи с чем отклонил довод о неисполнимости предписания.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и проверены доводы заявителя, исходя из фактических обстоятельств, а также учитывая содержание п. 27 Правил в„– 307, суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод суда апелляционной инстанции.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом п. 37 Правил в„– 354 суд кассационной инстанции не признал основаниями для отмены судебного акта, учитывая установление и оценку судом обстоятельств, относящихся к предмету доказывания.
Процессуальных нарушений судом апелляционной инстанции не допущено. Все участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрение жалобы в отсутствие представителя третьего лица закону не противоречит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу в„– А71-2593/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Автозаводская, 13" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------