Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 N Ф09-941/16 по делу N А50-10425/2015
Требование: О признании незаконными отказов в разделе участка и предоставлении одного из образуемых участков в долевую собственность, обязании предоставить участок и прекратить право аренды на участки.
Обстоятельства: Отказы мотивированы несоответствием образуемых участков градостроительным требованиям и невозможностью раздела участка под зданием.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как объекты недвижимости находятся в собственности разных лиц, но имеют общие стены, установление границы участка между объектами, являющимися единым зданием, невозможно, сведения кадастра недвижимости об образуемых участках носят временный характер, раздел участка собственниками не произведен, срок оспаривания отказа в разделе участка не пропущен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф09-941/16

Дело в„– А50-10425/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соколовского Анатолия Васильевича (далее - предприниматель Соколовский А.В.), индивидуального предпринимателя Соколовского Анатолия Анатольевича (далее - предприниматель Соколовский А.А.) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2015 по делу в„– А50-10425/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
Департамент земельных отношений Администрации города Перми представил в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя департамента. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя Соколовского А.В. - Кожин Д.В. (доверенность от 18.05.2015), Бякова Л.П. (доверенность от 11.09.2015).

Предприниматели Соколовский А.В. и Соколовский А.А. обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми (далее - департамент) о признании незаконными решений от 20.11.2012 в„– И-21-01-09-20985, от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935; от 08.04.2015 в„– И-21-01-09-5766, о возложении на ответчика обязанности передать заявителям в долевую собственность земельный участок с кадастровым номером 59:01:3919178:60 площадью 30 032 кв. м, а также прекратить право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:61, 59:01:3919178:62.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Виниченко Юлия Борисовна, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми.
Решением суда от 21.08.2015 (судья Гусельникова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. Заявители оспаривает вывод судов о пропуске предпринимателем Соколовским А.В. установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока при оспаривании отказа в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9, изложенного в решении от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935.
Кроме того, заявители оспаривают вывод судов о невозможности предоставления в собственность заявителя гипотетически разделенного участка.
По мнению заявителей, департаментом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих законность отказа заявителям в разделе земельного участка и предоставлении образованных участков в общую долевую собственность. Заявители полагают, что с учетом установленного ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа возложения бремени доказывания законности решения на принявший его орган и в отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств в подтверждение позиции департамента, вывод суда апелляционной инстанции о неделимости земельного участка необоснован, заявители также полагают, что данный вопрос не может быть разрешен без специальных познаний в области землеустройства и градостроительства.
Кроме того, по мнению заявителей, суды неправомерно уклонились от оценки доводов департамента о неделимости объектов недвижимого имущества. Заявители полагают, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, являются самостоятельными объектами, в связи с чем каждый из собственников имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок.
При этом заявители полагают, что департамент рассматривает земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9, в качестве образованных в установленном законом порядке.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми также представил отзыв на кассационную жалобу в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствующие нормам материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителей кассационной жалобы, суд кассационной инстанции установил следующее.
При рассмотрении материалов настоящего дела и материалов дела в„– А50-1727/15 Арбитражным судом Пермского края установлены следующие обстоятельства.
В настоящее время за предпринимателем Соколовским А.В. зарегистрированы на праве собственности: 1-этажное кирпичное здание цеха с антресольным этажом лит. А площадью 2093 кв. м, 1-этажное панельное здание печного отделения лит. А2 площадью 4034,9 кв. м, 1-этажное кирпичное здание сушильного отделения с антресольным этажом лит. А3 площадью 2272,7 кв. м, (свидетельства от 2003 г.), производственное здание, 2-этажное (подземных этажей - 0), площадью 1322,3 кв. м лит. А1 (свидетельство от 2011 г.).
На основании договора купли-продажи от 10.01.2010, заключенного между предпринимателем Соколовским А.В. (продавец) и Виниченко Ю.Б. (покупатель), покупатель приобрел у продавца нежилое здание (лит. А8, ранее - А6) площадью 376,3 кв. м.
Право собственности Виниченко Ю.Б. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 09.02.2010.
На основании договора купли-продажи от 10.02.2010, заключенного между предпринимателем Соколовским А.В. (продавец) и Виниченко М.Б. (покупатель), покупатель приобрел у продавца нежилое помещение площадью 270,1 кв. м (лит. А5).
Право собственности Виниченко М.Б. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 11.03.2010.
На основании договора купли-продажи от 22.05.2013 заключенного между Виниченко М.Б. (продавец) и Виниченко Ю.Б. (покупатель), покупатель приобрел у продавца нежилое помещение площадью 270,1 кв. м (лит. А5).
Право собственности Виниченко Ю.Б. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 29.05.2013.
Кроме того, за предпринимателем Соколовским А.А. зарегистрирован объект недвижимости - 1-этажное здание сушильного блока с антресольным этажом лит. А4 площадью 2658,7 кв. м (свидетельство от 30.01.2015).
На основании постановления главы города Перми от 30.11.2006 в„– 2442 между Управлением земельных отношений администрации г. Перми (арендодателем) и предпринимателем Соколовским А.В. (арендатором) заключен договор от 21.12.2006 в„– 162-06М аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 площадью 44 919,208 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Кирпичный завод, 15, для использования под 1-этажное кирпичное здание цеха с антресольным этажом (лит. А), 2-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (лит. А1), 1-этажное панельное здание печного отделения (лит. А2), 1-этажное кирпичное здание сушильного отделения с антресольным этажом (лит. А3), 1-этажное кирпичное здание сушильного блока с антресольным этажом (лит А4), 1-этажное кирпичное здание механических мастерских с гаражом (лит. А5), 1 - 3-этажное здание формовочного отделения с подвалом (лит. А6), на срок с 01.12.2006 по 30.11.2021. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке.
Из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 31.03.2011 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 59:01:3919178:15 площадью 31 847 кв. м, с кадастровым номером 59:01:39 19178:16 площадью 7588 кв. м, с кадастровым номером 59:01:39 19178:17 площадью 5486 кв. м.
Предприниматель Соколовский А.В. 09.10.2012 обратился в департамент с заявлением о прекращении права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:15, 59:01:3919178:16, 59:01:3919178:17 с целью выкупа земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:15.
Письмом от 20.11.2012 в„– И-21-01-09-20985 ответчик отказал в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:15, 59:01:3919178:16, 59:01:3919178:17, поскольку представителем заявителя не подтверждены полномочия на подачу заявления и для расчета выкупной цены не представлены документы, подтверждающие отчуждение объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, из государственной или муниципальной собственности.
Впоследствии, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:15, 59:01:3919178:16, 59:01:3919178:17 были сняты с кадастрового учета.
Далее из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:0009 11.06.2014 образованы земельные участки: с кадастровым номером 59:01:3919178:60 площадью 30 032 кв. м, с кадастровым номером 59:01:39 19178:61 площадью 5485 кв. м, с кадастровым номером 59:01:3919178:62 площадью 9402 кв. м.
Предприниматель Соколовский А.В. обратился к ответчику с заявлениями: от 30.06.2014 в„– 07П-7644 - о прекращении права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:61, 59:01:3919178:62, от 30.06.2014 в„– 07П-7645 - о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:60 площадью 30 032 кв. м под 1-этажное кирпичное здание цеха с антресольным этажом (Лит. А). 2-этажное кирпичное здание административно-бытового корпуса (Лит. А1), 1-этажное панельное здание печного отделения (Лит. А2), 1-этажное кирпичное здание сушильного отделения с антресольным этажом (Лит. А3). 1-этажное кирпичное здание сушильного блока с антресольным этажом (Лит. А4).
Сообщением от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935 ответчик отказал в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 в связи с наличием отрицательного заключения Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, в котором указано, что образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:60, 59:01:3919178:62 не соответствуют градостроительным требованиям. Указанные земельные участки не могут быть разделены, т.к. один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке.
Заявители 19.03.2015 обратились к ответчику с заявлениями от 19.03.2015 о предоставлении в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:60.
Письмами от 08.04.2015 в„– И-21-01-09-5766, 5767 ответчик отказал в предоставлении земельного участка в долевую собственность в связи с несоответствием образованных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:3919178:60, 59:01:3919178:62 градостроительным требованиям.
Полагая, что принятые ответчиком решения не соответствуют положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013), ст. 39.1, 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителей на оформление прав на земельный участок под принадлежащими им объектами недвижимости, заявители обратились в арбитражный суд.
Суд первой инстанции выявил, что заявителями не доказаны факты наличия обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин, препятствовавших оспариванию решений департамента от 20.11.2012 в„– И-21-01-09-20985 и от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935 в установленный законом срок.
При этом суд отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на оспаривание отказа в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:3919178:15, 59:01:3919178:16, 59:01:3919178:17, изложенного в решении от 20.11.2012 в„– И-21-01-09-20985, и отклонил довод заявителя о том, что письмо от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935 было получено 19.02.2015, расценив задержку заявителя в получении ответа департамента как свидетельство отсутствия заинтересованности заявителя, в связи с чем признал действия заявителя недобросовестными.
Кроме того, суд первой инстанции признал законным отказ департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:60 в долевую собственность, изложенный в решении от 08.04.2015 в„– И-21-01-09-5766, поскольку установил, что земельный участок с кадастровым номером 59:0163919178:9 не разделен по решению собственника в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции оценил по существу основание отказа департамента в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:0163919178:9. Суд апелляционной инстанции установил, что представленный заявителями вариант раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:9 предполагает образование самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:60, на котором расположены объекты недвижимости (лит. А, А1, А2, А3, А4), принадлежащие предпринимателю Соколовскому А.В. и предпринимателю Соколовскому А.А., самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:61, на котором какие-либо объекты недвижимости отсутствуют, а также образование самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:62, на котором расположен объект недвижимости (лит. А5), принадлежащий Виниченко Ю.Б.
При исследовании технических паспортов объектов лит. А, А3, А4, А5, имеющихся в материалах дела, суд апелляционной инстанции выявил, что стены объекта лит. А5 являются одновременно стенами других объектов, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 59:01:3919178:9, из представленной в материалы дела схемы следует, что граница образованных земельных участков проходит под объектом недвижимости. При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о том, что объект лит. А5 поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, отметив, что формирование и использование в качестве самостоятельных объектов частей здания не является доказательством делимости земельного участка, на котором расположено это здание, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что объект лит. А5 является отдельно стоящим строением (имеющим 4 внешних стены), а также возможность определения и установления на местности границы земельного участка между этим объектом и другими объектами (лит. А, А1, А2, А3, А4).
Учитывая изложенное суд пришел к выводу о невозможности образования самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:3919178:62 и 59:01:3919178:60, признав решение департамента от 11.08.2014 не противоречащим закону.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в заявлении от 30.06.2014 Соколовский А.В. выбрал способ получения конечного результата предоставления муниципальных услуг - выдача на руки заявителю или его представителю, о чем имеется соответствующая отметка, также заявитель в судебном заседании пояснил, что после 30.06.2014 предприниматель Соколовский А.В. занимался решением вопроса о банкротстве в арбитражном суде по заявлению департамента в отношении предпринимателя Соколовского А.В., в связи с чем ответ получен нарочно 19.02.2015.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов ранее 19.02.2015, судами не установлены.
Бездействие департамента, выразившееся в ненаправлении заявителю ответа от 11.08.2014 способами связи, отмеченными в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", предпринимателем Соколовским А.В. не оспаривалось, при этом, как отмечено выше, предприниматель выразил свою волю на получение ответа по заявлению от 30.06.2014 нарочно.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что срок для подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляется не со дня принятия оспариваемого ненормативного акта, а со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о пропуске срока для оспаривания отказа департамента от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935 является неверным.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает, что указанный вывод судов не привел к принятию незаконного решения по делу, учитывая следующее.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Кодекса, за исключением отдельных случаев, перечисленных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с п. 4 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
Согласно п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 ст. 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 ст. 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 5 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В соответствии с п. 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Статьей 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно п. 6 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.
Неделимый земельный участок - это такой земельный участок, в отношении которого невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции выявлено, что в порядке, который был установлен нормами Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, либо в порядке, установленном нормами Земельного кодекса Российской Федерации, действующими после 01.03.2015, земельный участок с кадастровым номером 59:01:3919178:9 не разделен.
Кроме того, судами установлено, что решение от 11.08.2014 в„– И-21-01-09-13935 об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:0163919178:9 и решение от 08.04.2015 в„– И-21-01-09-5766 об отказе в предоставлении в долевую собственность предпринимателя Соколовского А.В. и предпринимателя Соколовского А.А. земельного участка с кадастровым номером 59:01:3919178:60 приняты департаментом по причинам несоответствия образованных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:3919178:60, 59:01:3919178:62 градостроительным требованиям, связанного с тем, что граница между вновь образованными земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:3919178:60, 59:01:3919178:62, сведения о которых, внесенные в государственный кадастр недвижимости, носят временный характер, проходит под единым зданием, помещения в котором находятся в собственности разных лиц (предпринимателя Соколовского А.В., предпринимателя Соколовского А.А., Виниченко Ю.Б.).
При таких обстоятельствах следует признать, что суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований предпринимателей Соколовского А.В. и Соколовского А.А.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2015 по делу в„– А50-10425/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соколовского Анатолия Васильевича, индивидуального предпринимателя Соколовского Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
С.Э.РЯБОВА


------------------------------------------------------------------