Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 N Ф09-12200/15 по делу N А60-25691/2015
Требование: О признании недействительными решений органа Фонда социального страхования РФ, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Орган отказал в принятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие трудовых отношений между страхователем и работниками, наступление страховых случаев, выплата пособий подтверждены, факт необоснованной выдачи листков нетрудоспособности не установлен, целевой характер средств не нарушен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф09-12200/15

Дело в„– А60-25691/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2015 по делу в„– А60-25691/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Костылева С.Б. (доверенность от 30.12.2015 в„– 59.

Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице Филиала "Войсковая часть 03080" (далее - учреждение, Войсковая часть 03080) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения фонда от 25.03.2015 в„– 159002 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и решения от 25.03.2015 в„– 159002 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и обязании выделить средства на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 316 862 руб. 13 коп. (далее - решения), а также обязании принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 195 897 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2015 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения фонда, как не соответствующие законодательству о социальном страховании. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба фонда - без удовлетворения.
Фонд обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - закон от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ), п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ), п. 2 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ), ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ), на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению фонда, нарушения оформления листков нетрудоспособности, выявленные в результате проверки, являются основанием для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения.
Ссылаясь на ст. 7 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 в„– 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - приказ), фонд указывает, что документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца, вместе с тем, учреждение не проявило необходимой инициативы по защите своих прав.
Заявитель ссылается также на то, что решениями гарнизонных судов на работодателя возложена обязанность по выплате работникам пособия, тогда как о наличии или отсутствии страховых случаях в них не указано.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена камеральная проверка за период с 01.03.2014 по 30.11.2014 по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой оформлен акт от 20.01.2015 в„– 159002, а также вынесено решение от 20.03.2015 в„– 159002 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 316 862 руб. 13 коп., о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов и неподтвержденных документами в сумме 1 195 897 руб. 82 коп.
Указанным решением учреждению предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в сумме 1 195 897 руб. 82 коп. в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за первый квартал 2015 года.
По результатам камеральной проверки также составлен акт от 19.02.2015 в„– 159002 и вынесено решение от 25.03.2015 в„– 159002 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством произведенных страхователем.
Учреждение, полагая, что вынесенные по результатам камеральной проверки решения фонда являются незаконными и нарушают его права, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 9 закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 22 закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ).
Частью 1 ст. 13 закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (ч. 5 ст. 13 закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ).
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 4.2 закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ, подп. 3 п. 1 ст. 11 закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 в„– 81 (далее - методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Согласно требованиям, изложенным в п. 60 методических указаний перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности необходимо обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (п. 61 методических указаний).
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 (далее - положение), расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с п. 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии - врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача - фельдшером.
Из материалов дела усматривается, что российская организация - Войсковая часть 03080 находится на территории Республики Казахстан, которая произвела выплаты работникам в связи с временной нетрудоспособностью и материнством на сумму 1 195 897 руб. 82 коп.
Военным клиническим госпиталем Министерства обороны Российской Федерации в„– 454, в которое обращались работники, оформлены не листки нетрудоспособности, а справки о нетрудоспособности. Также в к проверке представлен листок нетрудоспособности, выданный Дускалиевой Л.В., который не соответствует российскому образцу.
Основанием для выплат в пользу работников сумм пособий в связи с временной нетрудоспособностью послужили решения 40 и 26 гарнизонных военных судов, которыми установлены факты наличия страховых случаев, в связи с чем, на учреждение была возложена обязанность выплатить суммы пособий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решения фонда от 25.03.2015 в„– 159002 суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о несоответствии оспариваемых ненормативных актов фонда закону, в связи с отсутствием оснований для отказа в принятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам и удовлетворили заявленные требования учреждения.
Как правильно указали суды, факты наличия трудовых отношений между страхователем и работниками и наступления страхового случая установлены, следовательно, осуществление выплат пособий в соответствующих размерах работникам является законным и обоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что необоснованной выдачи лечебными учреждениями листков нетрудоспособности в ходе проверки не установлено, а целевой характер расходования средств фонда не нарушен.
Таким образом, учреждением соблюдены все требования, необходимые для принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы направлены на переоценку доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2015 по делу в„– А60-25691/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------