Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 N Ф09-11538/15 по делу N А07-254/2015
Требование: О взыскании части стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов исходя из площади находящихся в муниципальной собственности помещений.
Обстоятельства: Управляющая организация сослалась на невозмещение ей расходов на ремонт, указав на неисполнение муниципалитетом обязанности по содержанию помещений и непредоставление субсидий.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как не определено, имеются ли принятые собственниками помещений решения об утверждении размера платы, установлен ли ее размер органом местного самоуправления, утверждена ли региональная программа капитального ремонта, обоснованны ли требования об исполнении обязательств по финансированию капремонта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф09-11538/15

Дело в„– А07-254/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Черкасской Г.Н., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу в„– А07-254/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - общество "Жилкомзаказчик") - Усманова Г.И. (доверенность от 25.12.2015).
Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Жилкомзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Администрации о взыскании 6 581 453 руб. 04 коп. долга (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату, Управление городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 (судья Абдуллина Э.Р.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 (судьи Ширяева Е.В., Мальцева Т.В., Фотина О.Б.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить. Кассатор, ссылаясь на положения ст. 36, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что обществом "Жилкомзаказчик" в материалы дела не представлены доказательства надлежащего уведомления Администрации о проведении общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов по вопросам расходов на содержание и ремонт общего имущества. По мнению заявителя жалобы, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, содержащие сведения о нахождении в муниципальной собственности конкретных жилых помещений, расположенных в домах, находящихся в управлении общества "Жилкомзаказчик". Администрация указывает, что представленные в материалы дела реестры нанимателей жилых помещений в спорных многоквартирных домах содержат информацию в том числе и о нежилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, основанный на данных реестрах расчет также учитывает площади нежилых помещений, в то время как в иске общества "Жилкомзаказчик" заявлены требования о взыскании долга за капитальный ремонт только объектов жилого фонда. Кассатор полагает, что принятый судами расчет долга за капитальный ремонт не подтвержден документально, произведен без указания периодов возникновения задолженности, без расшифровки по квартирам и комнатам, методика произведенного расчета не обоснована. Согласно расчету Администрации задолженность муниципального образования перед обществом "Жилкомзаказчик" за спорный период составляет 4 836 220 руб. 84 коп.

Как установлено судами, общество "Жилкомзаказчик" на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов выполняет функции управляющей организации в отношении домов по адресам: г. Салават, ул. Ленина, 10/16, 12, 13а, 15, 16, 17/16, 19, 21, 25, 36, 40; ул. Ленинградская, 25, 31, 35, 39/1, 53, 59, 61, 65, 73, 75, 79, 83, 85, 91; ул. Октябрьская, 14, 15, 17а, 44, 20, 7, 60, 50, 56/9, 36, 8; ул. Юлаева, 12, 12а, 16а, 16, 22, 30, 32; ул. Бочкарева, 4, 7а, 8, 9, 9а, 10, 10а, 12; ул. Калинина, 29, 94, 61, 86; ул. Северная, 36/33; ул. Чапаева, 24/54, 28, 32/27, 47; ул. Гагарина, 6, 35; ул. Пархоменко, 15, 19/1, 15а; ул. Первомайская 2/1, 4, 8/4, 42, 44 46; ул. Речная, 38; ул. Уфимская, 6, 24, 54, 68/2, 70, 120, 124; ул. К. Маркса, 10, 12, 20; ул. Нефтяников, 9, 11, 21, 27; ул. Октябрьская, 7, 8, 20, 36, 56/9, 50, 60; ул. Островского, 4, 65, 67, 69, 69а, 75, 82а, 76, 76а, 84, 86, 88; ул. Космонавтов, 13, 17а, 29, 31; ул. Вокзальная, 3; ул. Ключевая, 12а, 14/13; ул. Колхозная, 20а; ул. Губкина, 26; ул. Матросова, 1/8, 35/10; ул. Строителей, 47; ул. Губайдуллина, 2/122; пер. Школьный, 3, 5; ул. Хмельницкого, 47/9; ул. Монтажников, 4, 6; ул. Революционная 5; ул. Чекмарева, 3.
На основании представленных в материалы дела реестров нанимателей судами установлено, что Администрации на праве собственности принадлежат расположенные в указанных многоквартирных домах жилые помещения.
Обществом "Жилкомзаказчик" на основании решений собственников помещений (соответствующие протоколы общих собраний представлены в материалы дела) в указанных выше многоквартирных домах проведены работы по капитальному ремонту. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены технические паспорта домов, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ, ведомости, локальные сметы.
Кроме того, судами установлено, что общество "Жилкомзаказчик" направило в адрес Администрации обращение от 31.10.2013 в„– 09/3245 о включении в адресный титул капитального ремонта многоквартирных домов городского округа город Салават для предоставления субсидий на 2013 г. в сумме 8 581 453 руб. 04 коп.
Администрация в письме от 13.12.2013 указала на включение заявки общества в адресный титул капитального ремонта многоквартирных домов городского округа город Салават на 2013 г.
Общество "Жилкомзаказчик" направило в адрес Администрации письмо от 25.11.2014 в„– 10/2695 с просьбой рассмотреть вопрос о возмещении затрат, понесенных им на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в общей сумме 8 581 453 руб. 04 коп.
В письме от 26.11.2014 в„– 1977 Администрация сообщила о включении общества "Жилкомзаказчик" в адресный титул капитального ремонта многоквартирных домов городского округа город Салават на 2014 г.
На основании постановления Администрации от 25.12.2014 в„– 2867-п обществу "Жилкомзаказчик" предоставлены субсидии на финансирование расходов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 2 000 000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество "Жилкомзаказчик" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о возмещении Администрацией расходов, понесенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в которых расположены помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Заявленные требования общество мотивировало как наличием на стороне Администрации обязанности по содержанию принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности помещений, так и наличием у Администрации обязательств по предоставлению субсидий в рамках финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в городском округе Салават.
Задолженность Администрации рассчитана обществом "Жилкомзаказчик" в процентном соотношении от сметной стоимости фактически произведенных работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Жилкомзаказчик", исходя из площади принадлежащих муниципальному образованию помещений в указанных домах, определенной на основании реестров нанимателей.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что Администрация как собственник помещений в многоквартирных домах в силу прямого указания закона обязана нести расходы по содержанию общего имущества в указанных домах независимо от наличия договора с управляющей организацией, а также от расходов на содержание принадлежащих ей на праве собственности помещений и оплату коммунальных услуг.
Исходя из доказанности факта проведения работ по капитальному ремонту, суды пришли к выводу о наличии на стороне Администрации обязанности по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества в размере, определенном пропорционально площадям принадлежащих ей помещений от сметной стоимости фактически произведенных работ.
Доводы Администрации о том, что расчет долга не подтвержден документально, проведен без учета периодов и расшифровки по квартирам и комнатам, отклонен судами со ссылкой на то, что данный расчет основан на суммах, указанных в актах выполненных работ, за вычетом доли иных собственников жилых помещений в спорных домах.
Довод о недоказанности нахождения всех спорных помещений, учтенных обществом "Жилкомзаказчик" при расчете долга, на праве собственности у Администрации отклонен со ссылкой на представленные в материалы дела реестры нанимателей, договоры социального найма, карточки квартиросъемщика, ордеры на жилое помещение, выписки из лицевых счетов, а также на отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих представленные обществом "Жилкомзаказчик" сведения о принадлежности помещений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно ст. 133, ч. 1 ст. 168 названного Кодекса с учетом обстоятельств, приведенных в обоснование иска, суд должен самостоятельно определять характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению.
Как указано выше, исковые требования общества "Жилкомзаказчик" мотивированы неисполнением Администрацией как обязательств по предоставлению субсидий в рамках финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в городском округе Салават, так и обязанности по содержанию принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности помещений.
Между тем обязательства по предоставлению муниципальным образованием субсидий и бремя содержания принадлежащих ему на праве собственности помещений имеют разную правовую природу.
Судам надлежало определить характер правоотношений сторон, в рамках которых обществом "Жилкомзаказчик" сформулированы требования к Администрации.
Постановлением Главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 16.11.2011 в„– 2345-п утвержден Порядок организации, проведения и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в городском округе город Салават Республики Башкортостан. Указанный порядок содержит как понятие субсидий (безвозмездных перечислений на проведение капитального ремонта), так и порядок их предоставления, процедуру включения жилых домов в адресный титул, порядок проведения капитального ремонта и финансирования работ.
Учитывая ссылки общества "Жилкомзаказчик" на обращение к Администрации за финансированием проведения капитального ремонта многоквартирных домов, судам следовало установить, основаны ли и в каком объеме исковые требования на неисполнении такого рода обязательств, исследовать соответствующие доказательства, определить круг обстоятельств, подлежащих установлению, в том числе обстоятельств обращения общества "Жилкомзаказчик" с заявкой на субсидирование, рассмотрения указанной заявки, принятия или непринятия соответствующих обязательств Администрацией, их исполнения или неисполнения.
Указанные обстоятельства судами в полном объеме и надлежащим образом не исследованы и не установлены.
Кроме того, исковые требования общества "Жилкомзаказчик" мотивированы ссылками на наличие на стороне Администрации обязанности по содержанию собственных помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества. Обязанности Администрации как собственника помещений регулируются приведенными ниже нормами права.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу ст. 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, на капитальный ремонт.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (п. 7, 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 названного Кодекса).
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.12.2012) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Федеральным законом от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в том числе в части порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающего в себя внесение собственниками помещений единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, в ч. 2 ст. 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 названного Кодекса).
До утверждения в предусмотренном ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Соответственно, до установления обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт у собственников помещений имеется обязанность вносить плату по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 5 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования о взыскании платы за капитальный ремонт предъявлены обществом "Жилкомзаказчик" за период с 2011 г. по 2014 г., следовательно, в рамках спорного периода действовали положения Жилищного кодекса Российской Федерации в изложенных выше редакциях.
Для определения размера платы, подлежащей внесению Администрацией как собственником помещений в многоквартирных домах, судам по отношению ко всему спорному периоду следовало установить характер платы (взноса) на капитальный ремонт, определить, имеются ли принятые собственниками помещений многоквартирных домов решения в части утверждения размера указанной платы (взноса), установлен ли размер платы (взноса) на капитальный ремонт органом местного самоуправления, утверждена ли в предусмотренном ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональная программа капитального ремонта.
Методика расчета платы за капитальный ремонт предполагает умножение суммы тарифа (ставки) такой платы на площадь помещения и соответствующее число месяцев. Указанное соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 в„– 4910/10.
В материалах дела отсутствуют как решения общих собраний собственников по каждому дому, находящемуся в управлении общества "Жилкомзаказчик", относительно установления ставки платы за капитальный ремонт (руб. / кв. м), так как и акты органа местного самоуправления, устанавливающие такую ставку, отсутствует информация о наличии или отсутствии действующей в соответствующем муниципальном образовании региональной программы капитального ремонта. Данные обстоятельства судами не устанавливались и не исследовались.
Судами первой и апелляционной инстанций без достаточных к тому оснований принят расчет задолженности, произведенный обществом "Жилкомзаказчик" исходя из стоимости фактически выполненных им работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Кроме того, согласно ст. 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации денежные средства, поступающие к управляющей компании за капитальный ремонт, являются накопительными, вносятся с целью выполнения работ в будущем и имеют целевое назначение. В силу норм жилищного законодательства такие денежные средства являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы на основании соответствующего решения собственников.
В материалах дела имеются протоколы собраний собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении общества "Жилкомзаказчик", содержащие сведения о принятых собственниками решениях относительно проведения работ по капитальному ремонту общего имущества. Согласно данным протоколам собственниками помещений принимались решения о выполнении работ за счет средств, уже накопленных по статье "капитальный ремонт" за предшествующие принятию данных решений периоды (в частности, ряд протоколов содержит указание на проведение работ за счет платы за капитальный ремонт с апреля 2008 г.).
Данные обстоятельства не учтены судами, не получили надлежащей оценки.
Удовлетворяя требования о взыскании платы за капитальный ремонт за период 2011 - 2014 г., суды должны были установить объем обязательств Администрации по внесению данной платы именно за указанный период, определить, исполнялись ли Администрацией указанные обязательства и в каком объеме.
Документально подтвержденный расчет платы за капитальный ремонт, подлежавшей внесению Администрацией за период 2011 - 2014 г. в материалы дела не представлен, принятый судами расчет не соответствует требованиям действующего законодательства к методике расчет платы за капитальный ремонт, а представленные в материалы дела доказательства и установленные судами обстоятельства не являются достаточными для осуществления такого расчета.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а изложенные в судебных актах выводы сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, обжалуемые судебные акты на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам, а суд кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 названного Кодекса.
При новом рассмотрении арбитражному суду с учетом мотивировочной части настоящего постановления следует определить характер заявленных требований и спорных правоотношений, круг обстоятельств, подлежащих установлению, решить вопрос о необходимости представления дополнительных доказательств, полно и всесторонне исследовать указанные обстоятельства, применить подлежащие применению нормы материального права и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2015 по делу в„– А07-254/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА

Судьи
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
О.В.АБОЗНОВА


------------------------------------------------------------------