По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 N Ф09-1102/16 по делу N А76-10235/2015
Требование: О признании недействительным отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о дате определения установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что на момент внесения в кадастр сведений о стоимости участка дата определения кадастровой стоимости не была предусмотрена в структуре сведений кадастра.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку до обращения заявителя за внесением в кадастр спорных сведений вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие внесение в кадастр сведений о дате определения кадастровой стоимости, порядок ведения кадастра не содержит запрета на изменение архивных сведений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф09-1102/16
Дело в„– А76-10235/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2015 по делу в„– А76-10235/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Кадастровой палаты - Пустовая О.Г. (доверенность от 15.10.2015 в„– 60/2015);
общества с ограниченной ответственностью "Механизмы, транспорт, сервис" (далее - общество "Механизмы, транспорт, сервис") - Пшеничникова Е.В. (доверенность от 25.02.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Механизмы, транспорт, сервис" (далее - общество "Механизмы, транспорт, сервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Кадастровой палате в лице филиала по Челябинской области о признании недействительным отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о дате определения кадастровой стоимости земельного участка, изложенного в письме от 22.01.2015 в„– 425, обязании внести в государственный кадастр недвижимости следующие сведения: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 в размере 33 253 000 руб. по состоянию на 14.05.2012.
Решением суда от 11.09.2015 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права. Заявитель полагает недопустимым применение к спорным правоотношениям приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 в„– 121 "О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42" (далее - приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 в„– 121), вступившего в силу с 30.06.2014, поскольку содержанием самого приказа не предусмотрена возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Механизмы, транспорт, сервис" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701006:60, площадью 32656 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 14.05.2012, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для эксплуатации автобазы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу в„– А76-14235/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60, площадью 32656 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Демидовская, 5 в размере его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. с 14.05.2012.
Согласно кадастровой выписке от 28.07.2015 указанный земельный участок снят с кадастрового учета 19.09.2014 в связи с его разделом на два земельных участка с кадастровыми номерами 74:36:0701006:77 и 74:36:0701006:78.
Письмом от 15.12.2014 общество "Механизмы, транспорт, сервис" обратилось в филиал Кадастровой палаты о внесении изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу в„– А76-14235/2012, а именно: в размере 33 253 000 руб. по состоянию на 14.05.2012.
В ответ письмом от 22.01.2015 в„– 425 Кадастровая палата сообщила об отсутствии оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о дате определения кадастровой стоимости, поскольку согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42, на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка дата определения кадастровой стоимости в структуре сведений государственного кадастра недвижимости не была предусмотрена.
С указанием на то, что применение изменений кадастровой стоимости, а также определение порядка налогообложения с учетом изменения кадастровой стоимости не входит в компетенцию филиала Кадастровой палаты, заявителю предложено обратиться по вопросу перерасчета налоговой базы в отношении земельного участка в налоговый орган.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 в„– 284-п была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60 по состоянию на 01.01.2010 в размере 67 079 016 руб. 16 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2013 по делу в„– А76-14235/2012, кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости - 33 253 000 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления судебного акта в законную силу.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Кадастровые сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные, внесенные, временные, учтенные, архивные, аннулированные (п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объектах недвижимости при осуществлении учета изменений таких объектов, исправлении технических ошибок предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в Реестре со статусом "архивные", если иное не предусмотрено Порядком.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом существующий порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в Законе "О государственном кадастре недвижимости" не содержит запрета на изменение сведений, имеющих статус "архивные".
С учетом изложенного оспариваемое решение Кадастровой палаты, судами правомерно признано незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Довод заявителя кассационной жалобы о недопустимости применения приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 в„– 121 к отношениям, возникшим до вступления данного приказа в силу, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. С учетом установленных по делу обстоятельств суды верно исходили из следующего.Приказом Минэкономразвития России от 12.03.2014 в„– 121 подпункт 7 *** Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42, дополнен абзацами третьим и четвертым, в соответствии с которыми структура записи о кадастровой стоимости дополнена внесением сведений о дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости).
Из преамбулы приказа усматривается его издание в целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Названный приказ вступил в силу с 30.06.2014, то есть до обращения общества "Механизмы, транспорт, сервис" в Кадастровую палату 15.12.2014 с заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701006:60.
При этом, руководствуясь нормами п. 1 ст. 4 и п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" о непрерывности актуализации и определении объема вносимых сведений Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, суды сочли законным требование общества о внесении изменений, касающихся даты определения кадастровой стоимости, в архивные сведения, государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, ссылка заявителя о применении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в редакции приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 в„– 121 к отношениям, возникшим до его изменения, противоречит установленным судами обстоятельствам. Действия Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании решения суда, произведенные 25.04.2013 без указания даты определения кадастровой стоимости, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2015 по делу в„– А76-10235/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
И.А.ТАТАРИНОВА
------------------------------------------------------------------