По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2016 N Ф09-12003/15 по делу N А47-13027/2014
Требование: О взыскании с военного комиссариата расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны.
Обстоятельства: Предприниматель, выполнивший указанные работы в интересах родственников умерших, указал, что данные расходы возмещены частично.
Решение: Требование удовлетворено, так как предприниматель, взявший на себя обязанности по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших , в силу закона имеет право на возмещение понесенных расходов, изготовление и установка памятников подтверждены, несение расходов установлено, заявленная величина компенсации не превышает установленных норм расходов на данные работы, долг не погашен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. в„– Ф09-12003/15
Дело в„– А47-13027/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2015 по делу в„– А47-13027/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Мадьянов Е.А. (доверенность от 20.07.2015 в„– 212/1/280).
Индивидуальный предприниматель Сорокин Михаил Владимирович, (далее - предприниматель Сорокин М.В., ИНН 560900499497, ОГРН 304560917700111) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области", ИНН 5610036705, ОГРН 1035605503064) о взыскании 106 321 руб.
Решением суда от 23.09.2015 (судья Калашникова А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2015 (судьи Столяренко Г.М., Забутырина Л.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела. По мнению заявителя, представленные в материалы дела доказательства, свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для передоверия индивидуальным предпринимателем Локшиным А.Ю. права на получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших (погибших), поскольку обязательства по оказанию содействия изготовлению и установке надгробных памятников на местах захоронения умерших Защитников Отечества были возложены на индивидуального предпринимателя Локшина А.Ю. как на участника гражданско-правовых отношений, в связи с чем полагает, что заключение договора между индивидуальным предпринимателем Локшиным А.Ю. и предпринимателем Сорокиным М.В. нецелесообразно, так как индивидуальный предприниматель Локшин А.Ю. также является субъектом, имеющим право на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников на месте погребения умерших (погибших). Наличие договоров свидетельствует о факте формального документооборота с целью незаконного получения бюджетных денежных средств.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что истец в 2012 - 2013 году осуществил изготовление и установку надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной Войны на основании договоров с гражданами, имеющими право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия.
В подтверждение данного факта истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ, подписанные представителем заказчика без возражений.
Изготовив и установив памятники, истец обратился к ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" с заявлением о возмещении в установленном размере понесенных расходов на установку надгробных памятников (сопроводительное письмо от 13.03.2014 исх. в„– 8) однако, ответчиком произведена оплата лишь за изготовление памятников без компенсации их установки в отношении 22 лиц.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 26.11.2014 с требованием о выплате компенсации в связи с понесенными расходами, которая оставлена ответчиком без внимания.
Истец, полагая, что обязательства по оплате за оказанные услуги ответчиком исполнены не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 106 321 руб., обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 в„– 5 утвержден "Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников".
Согласно п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
На основании п. 36 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 данного Порядка.
В силу п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39).
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе: поручения ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" на выплату компенсации за изготовление надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, ветеранам боевых действий на территории других государств от 17.04.2012 11.01.2013, 21.01.2013, 26.02.2013, 26.03.2013, заявление предпринимателя Сорокина М.В. в адрес ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" от 14.03.2014 о возмещении расходов за установку памятников на местах захоронения умерших участников Великой Отечественной войны, оплата за изготовление которых произведена ранее, претензию от 26.11.2014, акты приема выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников, подписанные индивидуальным предпринимателем Локшиным А.Ю. и Сорокиным М.В., с приложением фотографий изготовленных и установленных памятников, расчет иска с указанием имен умерших, договоров, стоимости выполненных работ и оказанных услуг по изготовлению и установке памятников, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом за счет собственных средств изготовлены и установлены надгробные памятники умершим (погибшим) военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России, однако данные расходы ответчиком в полном объеме не возмещены.
Кроме того, приняв во внимание, что ответчиком расходы истца частично возмещены, следовательно, ответчик признал наличие у предпринимателя Сорокина М.В. права на получение соответствующей компенсации, заявленная истцом величина компенсации за выполненные работы не превышала норм расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460, ее размер ответчиком не оспорен, наличие у умерших, которым устанавливались памятники, права на их установку за счет средств Минобороны России не опровергнуто, а также тот факт, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников, при этом данные расходы ответчиком в полном объеме не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы Министерства обороны Российской Федерации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2015 по делу в„– А47-13027/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
И.А.КРАСНОБАЕВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------