По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.02.2016 N Ф09-828/16 по делу N А76-14882/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании утвердить схему его расположения и заключить договор аренды с предпринимателем без организации торгов.
Обстоятельства: Предпринимателю сообщено о том, что предоставление участка будет осуществляться по результатам торгов ввиду поступления после публикации информационного сообщения заявлений от иных заинтересованных лиц.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как участок на кадастровый учет не поставлен, предоставление участка без торгов при наличии иных заявок невозможно, неуказание срока аренды в заявках иных претендентов не исключает возможность рассмотрения этих заявок как конкурирующих.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2016 г. в„– Ф09-828/16
Дело в„– А76-14882/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Югаева Александра Алексеевича (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2015 по делу в„– А76-14882/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя - Колесникова П.И. (доверенность от 08.06.2015).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Миасского городского округа (далее - администрация) по отказу в предоставлении в аренду земельного участка и заключении сроком на 49 лет договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 39 787,7 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов; возложении на администрацию обязанности по утверждению заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, заключению с заявителем договора аренды названного земельного участка сроком на 49 лет без организации торгов (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Уралдевелопмент", Имамутдинова Лира Абдулхановна, Мосеев Сергей Владимирович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин Андрей Николаевич, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тимофеев Юрий Александрович.
Решением суда от 28.09.2015 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Заявитель указывает на то, что администрация в нарушение положений п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон в„– 74-ФЗ) не утвердило ему в установленный срок схему расположения испрашиваемого земельного участка, тогда как на момент подачи им заявки он являлся единственным претендентом на данный участок, в связи с чем основания для отказа в предоставлении земельного участка у администрации отсутствовали. По мнению предпринимателя, суды ошибочно применили при разрешении спора норму п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон в„– 101-ФЗ) о предоставлении участков на торгах, так как заявления от иных лиц о приобретении права собственности на испрашиваемый земельный участок поступили позднее истечения тридцати дней после подачи заявления предпринимателем, в связи с чем не являются конкурирующими. Таким образом, заявитель считает, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ, предусматривающие упрощенный порядок получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка для расширения хозяйства без публикации сообщения о предстоящем предоставлении.
Кроме того, заявитель указывает на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин А.Н. необоснованно привлечен судом первой инстанции к рассмотрению настоящего дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, так как он не был заинтересован в получении спорного земельного участка, соответствующую заявку не подавал.
Предприниматель также указывает на то, что он не мог провести работы по межеванию для постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, так как администрация отказала ему в выдаче схемы расположения земельного участка
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель 02.09.2014 обратился в администрацию с заявлением в„– 12594 о предоставлении земельного участка (вновь образуемого) из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 39 787,7 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов, для расширения и строительства сельскохозяйственного производства.
Заявлением от 16.10.2014 в„– 15153 предприниматель в дополнение к ранее поданному заявлению от 02.09.2014 пояснил, что срок аренды испрашиваемого земельного участка составляет 49 лет.
Администрацией 11.11.2014 главному редактору газеты "Миасский рабочий" направлено письмо в„– 7310/1.1 с просьбой опубликовать извещение о предполагаемом предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка. Такое извещение в газете "Миасский рабочий" опубликовано от 15.01.2015 в„– 2 (17212).
В администрацию 05.02.2015 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Уралдевелопмент" от 04.02.2015 в„– 9 с выражением заинтересованности в приобретении права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 39 787,7 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов, и просьбой о проведении аукциона.
От главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тимофеева Ю.А. в администрацию 10.02.2015 поступило заявление о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 12 664 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов, как смежного с принадлежащим ему земельным участком с кадастровым номером 74:34:2505001:74.
Кроме того, заинтересованность в предоставлении в аренду для сельскохозяйственного производства в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка выразили Имамутдинова Л.А., подав в администрацию заявление от 11.02.2015 в„– 2088 и Мосеев С.В. - заявление от 12.02.2015 в„– 2130.
Письмом от 10.03.2015 в„– 1400/1.1 администрация сообщила предпринимателю о том, что предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды ввиду поступления после публикации информационного сообщения заявлений от иных заинтересованных лиц.
Постановлением администрации от 24.07.2015 в„– 4483 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа расположенного по адресу: г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов, площадью 22 627 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, в территориальной зоне И4 - зона крестьянские фермерские хозяйства, с разрешенным видом использования - для расширения и строительства сельскохозяйственного производства.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 10.03.2015 в„– 1400/1.1, является незаконным, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также Федеральным законом в„– 74-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судами установлено, что поданное предпринимателем, являющимся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, 02.09.2014 (с учетом уточняющего заявления от 16.10.2014) заявление о предоставлении в аренду земельного участка для расширения сельскохозяйственного производства соответствует требованиям, установленным ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Вместе с тем Федеральный закон в„– 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующих заявок такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
С учетом того, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, суды верно указали, что к правоотношениям по предоставлению таких земель подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, что соответствует положениям ст. 2 данного Закона.
В силу положений п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судами установлено, что после опубликования извещения о предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка иные лица выразили заинтересованность в приобретении права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 39 787,7 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, с. Устиново, ул. Нагорная, в 200 м на северо-запад от жилых домов.
С учетом того, что процедура предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом в„– 74-ФЗ не завершена (в отношении данного участка не проведены соответствующие работы по осуществлению государственного кадастрового учета, орган местного самоуправления не принял решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка), и поступили иные, конкурирующие, заявки от других заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений п. 2 ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к правильному выводу о возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка только по результатам торгов.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу в„– 308-ЭС14-1222.
Доводы предпринимателя о том, что представленные в дело заявки иных лиц не могут считаться конкурирующими, отклонен судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Суд верно указал на то, что формальное несоответствие заявок общества с ограниченной ответственностью "Уралдевелопмент", Мосеева С.В. и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тимофеева Ю.А. требованиям, указанным в п. 1 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ в части неуказания срока предполагаемой аренды спорного земельного участка, не исключает возможность рассмотрения данных заявок как конкурирующих, поскольку условие о сроке аренды подлежит определению органом местного самоуправления при организации торгов (подп. 9 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отклоняя ссылку заявителя на нарушение заинтересованным лицом срока выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что, по его мнению, привело к появлению иных заинтересованных в земельном участке лиц, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что данные обстоятельства не опровергают факта наличия заявок иных заинтересованных лиц, после поступления которых применение иного порядка предоставления земельного участка, кроме как на торгах, невозможно.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в аренду спорного земельного участка и возложении на нее обязанности по осуществлению процедуры предоставления участка без проведения торгов.
Доводы предпринимателя об ошибочном применении судами положений ст. 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости руководствоваться нормой ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Рассматриваемая кассационная жалоба содержит ссылку на необоснованное привлечение к участию в деле Юдина А.Н. В материалах дела содержится заявление общества с ограниченной ответственностью "Уралдевелопмент" о наличии заинтересованности в приобретении права аренды спорного земельного участка, подписанное директором данного общества Юдиным Андреем Николаевичем. Также из заявления следует, что адресом общества с ограниченной ответственностью "Уралдевелопмент" является: г. Миасс, пр. Автозаводцев 28 - 19. Вместе с тем определением суда первой инстанции от 17.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин А.Н., указан адрес: г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 28, оф. 19.
Между тем привлечение к участию в деле Юдина А.Н. не является нарушением норм процессуального права, способным привести к принятию незаконного судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2015 по делу в„– А76-14882/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Югаева Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------