Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2016 N Ф09-10315/16 по делу N А76-28812/2015
Требование: О признании недействительным отказа в согласовании схемы размещения объекта, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что земельный участок для размещения автозаправочной станции расположен за пределами границы территориальной зоны, частично занимает земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как представленная обществом схема расположения автозаправочной станции выполнена без учета территориального планирования и градостроительного зонирования территории, нарушение прав заявителя не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. в„– Ф09-10315/16

Дело в„– А76-28812/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калининой Д.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Квант" (далее - общество "Компания "Квант") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2016 по делу в„– А76-28812/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Компания "Квант" - Гусев Е.В. (директор, решение участников от 16.12.2013).

Общество "Компания "Квант" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация), в котором просит признать письмо Администрации от 07.09.2015 в„– 5755/1.1 недействительным; в качестве восстановления нарушенного права обязать Администрацию в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу выдать обществу схему размещения АЗС общества с ограниченной ответственностью "Компания "Квант", согласованную в порядке, установленном подпунктом "ж" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 в„– 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесами Челябинской области (далее также - Управление лесами).
Решением суда от 03.05.2016 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 09.08.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Компания "Квант" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, установленным иными судебными актами.Заявитель выражает несогласие с выводом судов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:34:2406700:243 и 74:34:2406700:558, указанные на представленной для согласования Схеме размещения объекта, находятся за пределами территориальной зоны К2 "Зона внешнего автомобильного транспорта (с придорожной полосой)". Общество "Компания "Квант" поясняет, что данный вывод судов противоречит постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу в„– 19АП-7285/2015, которым установлено, что названные земельные участки полностью расположены в зоне К2.
Заявитель также указывает, что на основании заключения специалиста, спорные земельные участки находятся в границах Миасского городского округа и находятся в пределах территориальной зоны К2 "Зона внешнего автомобильного транспорта".
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Согласно выписки из протокола в„– 10 заседания межведомственной комиссии от 19.04.2011, рассмотрено заявление директора общества "Компания "Квант" Гусева Е.В. о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 994 кв. м, в районе 1785 км + 600 - 700 м. а/д М-5 "Урал" (справа), для сельскохозяйственных целей с дальнейшим переводом земельного участка для размещения объектов придорожной инфраструктуры, решено рекомендовать обществу оформление земельного участка для сельскохозяйственных целей с дальнейшим переводом земельного участка для размещения объектов придорожной инфраструктуры согласно действующему законодательству и в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для строительства на территории Миасского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 26.11.2010 в„– 12, с предварительным согласованием места размещения объектов.
На основании постановления Администрации от 14.12.2011 в„– 8184 заявителю на праве аренды на срок до 14.11.2016 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:34:2406700:243, что подтверждается договором аренды от 21.12.2011 в„– 6443.
Земельный участок площадью 2879 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Миасс, в районе 1785 км +700 м автодороги М-5 "Урал", был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 24.10.2011, с кадастровым номером 74:34:2406700:243, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственных целей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24.10.2011 в„– 7400/102/11-19641.
Договор аренды зарегистрирован 02.04.2012, что подтверждается уведомлением о государственной регистрации договора от 02.04.2012 в„– 34/036/2012-196.
Одновременно, в связи с тем, что предполагаемое размещение АЗС ООО "Компания "Квант" возможно на земельном участке, состоящем из земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, 05.09.2011 составлен акт выбора земельного участка в„– 109, утвержденный приказом Управления лесами от 05.10.2011 в„– 497, площадью 0,53 га, для перевода из категории "земли лесного фонда" в "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи..." под строительство АЗС.
Управлением лесами утвержден акт натурного технического обследования от 14.03.2012 в„– 3 участка лесного фонда, расположенного в защитных лесах на территории Миасского лесничества, площадью 0,53 га, согласно которому участок пригоден для заявленной цели (строительство АЗС ООО "Компания "Квант"), цель использования участка - перевод из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи...".
Земельный участок площадью 5300 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Миасский городской округ, Миасское лесничество, Миасское участковое лесничества квартал 58, части выделов 23, 24, квартал 59, часть выдела 22, квартал 70, часть выдела 19, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 13.05.2013, с кадастровым номером 74:34:2406700:558, с разрешенным использованием: занята лесным участком, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.05.2013 в„– 7400/101/13-302470.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2013 серии 74АД в„– 485486.
Управление лесами, рассмотрев материалы, обосновывающие перевод земель лесного фонда в земли промышленности для строительства автозаправочной станции, письмом от 13.01.2014 в„– 0039 сообщило обществу об отсутствии схемы (проекта) размещаемого на земельном участке земель лесного фонда, составленной с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, согласованной с органами архитектуры и градостроительства.
На основании подп. "ж" пункта 2 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 в„– 48, 13.08.2015 заявителем в адрес Администрации направлена для согласования схема размещения АЗС ООО "Компания "Квант".
Письмом от 07.09.2015 в„– 5755/1.1 Администрация отказала заявителю в согласовании указанной схемы размещения АЗС ООО "Компания "Квант", сославшись на то, что в соответствии с документам территориального планирования и градостроительного зонирования (решения Собрания депутатов Миасского городского округа от 25.11.2011 в„– 2 "Об утверждении Генерального плана Миасского городского округа" и от 25.11.2011 в„– 1 Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа") земельный участок под размещение АЗС расположен за пределами границ населенных пунктов Миасского городского округа, частично расположен на землях лесного фонда, частично - в градостроительной зоне К2 "Зона внешнего автомобильного транспорта (с придорожной полосой)".
Полагая, что отказ Администрации в согласовании указанной схемы размещения АЗС ООО "Компания "Квант", нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество "Компания "Квант" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом деле совокупности условий для удовлетворения заявленных требований, в том числе доказанности факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Данный вывод судов соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству, а также практике его применения на основании следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется названным Кодексом и лесным законодательством.В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона *** в„– 172-ФЗ *** для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона в„– 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 в„– 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение от 28.01.2006 в„– 48).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора (п. 3 Положения от 28.01.2006 в„– 48).
На основании пункта 4 Положения от 28.01.2006 в„– 48 заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в подп. "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 названного Положения, и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 данного Положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Согласно подп. "ж" п. 2 Положения от 28.01.2006 в„– 48 в состав документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий входит, среди прочего, схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 в„– 762).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности чертеж лесного участка, испрашиваемого для перевода из категорию "земли лесного фонда" в "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи..." под строительство АЗС в Миасском участковом лесничестве, а также фрагмент карты Росреестра Челябинской области с отражением на нем земельного участка с кадастровым номером 74:34:2406700:558, в месте расположения названного участка - границ отвода и придорожной полосы а/м М5 "Урал" и границ территориальной зоны К2 согласно правил землепользования и застройки Миасского городского округа, суды установили, что испрашиваемый обществом "Квант" земельный участок под размещение АЗС расположен частично за пределами территории с типом функционального назначения "Внешнего автомобильного транспорта (с придорожной полосой)" и за пределами территориальной зоны К2 "Зона внешнего автомобильного транспорта (с придорожной полосой)".
На основании оценки, представленной заявителем в материалы дела на утверждение схемы размещаемого объекта на участке земель лесного фонда, суд также установил, что АЗС предполагается размещать, в том числе, за пределами территориальной зоны К2.
Более того, установив, что согласно решению Собрания депутатов Миасского городского округа от 25.11.2011 в„– 1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Миасского городского округа" именно в территориальной зоне К2 "Зона внешнего автомобильного транспорта (с придорожной полосой)" предусмотрено размещение объектов дорожного сервиса, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленная обществом схема расположения АЗС выполнена без учета территориального планирования и градостроительного зонирования Миасского городского округа.
При таких обстоятельствам, следует признать обоснованным вывод судов об отказе в удовлетворении требований общества "Компания "Квант".
Суд соглашается с выводом суда апелляционной инстанции касательно неправомерности указания судом первой инстанции на то, что испрашиваемая заявителем схема размещения объекта касается земельных участков, которые находятся за пределами территории Миасского городского округа, поскольку данный вывод противоречит материалам дела, из которых следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:34:2406700:243, 74:34:2406700:558 расположены в границах Миасского городского округа.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции не повлек принятия неправильного судебного акта, с учетом того, что законность оспариваемого отказа Администрации проверена судом в установленном порядке, поэтому не может служить основанием для его отмены или изменения.
Довод заявителя о том, что постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу в„– 19АП-7285/2015, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:34:2406700:243, 74:34:2406700:558 полностью расположены в зоне К2, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку данный довод являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку, по результатам которой, суд указал, что в данном постановлении суд не устанавливал именно факта расположения земельных участков с кадастровыми номерами 74:34:2406700:243, 74:34:2406700:558 полностью в названной зоне.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы судом апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2016 по делу в„– А76-28812/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Квант" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------