Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.12.2016 N Ф09-10550/16 по делу N А60-3998/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, штраф в связи с неверным определением налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установленная судебным актом кадастровая стоимость участка в размере рыночной подлежит применению после вступления этого акта в силу, его действие не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, налоговый орган верно исчислил налог исходя из кадастровой стоимости, определенной нормативным актом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. в„– Ф09-10550/16

Дело в„– А60-3998/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская Инвестиционно-Строительная Компания" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2016 по делу в„– А60-3998/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогоплательщика - Панов С.В. (доверенность от 01.08.2016);
Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление) - Абдулгалимова Т.М. (доверенность от 11.01.2016 в„– 09-22/8);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 32 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Мельникова М.М. (доверенность от 25.12.2015 в„– 08-14/30537).

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.06.2015 в„– 02-06/11910 в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2011 год в размере 784 603 руб., за 2012 год в размере 1 667 994 руб., за 2013 год в размере 83 917 руб., всего в сумме 2 536 514 руб., доначисления суммы пени на сумму неуплаченного земельного налога за 2011 год в размере 784 603 руб., за 2012 год в размере 1 667 994 руб., за 2013 год в размере 83 917 руб., всего в сумме 2 536 514 руб. Также обществом заявлено требование о признании недействительным решения Управления от 14.08.2015 в„– 867/15 в полном объеме.
Решением суда от 11.04.2016 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения инспекции от 03.06.2015 в„– 02-06/11910 в части земельного налога, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению общества, судами не приняты во внимание его доводы о том, что согласно основным началам законодательства о налогах и сборах, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Налогоплательщик считает, что судами не дана оценка его доводам в части того, что на момент вынесения решения Арбитражного суда Свердловской области по делу в„– А60-48227/2012 от 27.12.2012 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержала ни порядка определения налоговой базы, ни порядка распространения на прошлые периоды измененной решением суда кадастровой стоимости земельного участка.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, налоговым декларациям по земельному налогу за 2012 и 2013 годы.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по земельному налогу за 2011, 2012. 2013 годы инспекцией установлены расхождения при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Налогоплательщику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110025:42 (г. Екатеринбург, ул. Кислородная, д. 8).
Обществом при расчете земельного налога за 2011 г., 2012 г., а также за период с 01.01.2013 по 27.01.2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена исходя из удельного показателя рыночной стоимости первоначального земельного участка с кадастровый номером 66:41:0110025:23 по состоянию на 01.01.2010 (961 руб. / кв. м) на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2012 по делу в„– А60-48227/2012.
Согласно сведениям Управления Росреестра, представленным в инспекцию, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110025:42 по состоянию на 04.05.2011 составляет 154 332 630 руб. 21 коп.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.04.2015 в„– 02-06/13 и 03.06.2015 вынесено решение в„– 02-06/11910, которым доначислен земельный налог в сумме 2 536 514 руб., пени в сумме 2 536 514 руб., предложено уплатить штраф по ст. 122 Кодекса в сумме 507 303 руб.
Решением Управления от 14.08.2015 в„– 867/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции изменено в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса.
Полагая, что решения инспекции и вышестоящего налогового органа нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части доначисления земельного налога, суды установили правомерность выводов налогового органа.
Выводы судов являются обоснованными, основанными на законе.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 указанного Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 названного Кодекса).
Пунктом 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 в„– 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка за 2010 - 2011 гг.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 в„– 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка за 2012 г.
Судами верно указано, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2012 в„– А60-48227/2012 не подлежит применению при исчислении земельного налога до даты вступления решения в законную силу.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных выше обстоятельств дела, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о необоснованном применении в спорные периоды кадастровой стоимости, равной рыночной, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2012 в„– А60-48227/2012, правомерно посчитав, что действие данного решения не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
При исчислении обществом земельного налога за 2011 в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 в„– 1347-ПП, начиная с 2012 г. - кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 в„– 695-ПП, в связи с чем, налоговым органом правомерно начислен земельный налог за спорные периоды.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, содержащиеся в жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании действующего законодательства,
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2016 по делу в„– А60-3998/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская Инвестиционно-Строительная Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------