Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.12.2016 N Ф09-9896/16 по делу N А76-32046/2015
Требование: О признании недействительным решения об отказе в регистрации права собственности на склад, обязании зарегистрировать право.
Обстоятельства: В обоснование отказа указано, что в документах на регистрацию нет информации об отнесении здания к пониженному уровню ответственности, а также о невозможности самостоятельного использования склада для иной деятельности, что не позволяет сделать однозначный вывод о вспомогательном использовании здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не доказано, что технические и функциональные характеристики спорного объекта позволяют использовать его исключительно по вспомогательному назначению, а также что объект не имеет иной, кроме обслуживающей, функции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. в„– Ф09-9896/16

Дело в„– А76-32046/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "УРАЛПРОМСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2016 по делу в„– А76-32046/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим способом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Усольцева О.С. (доверенность от 28.09.2015 в„– 247).

Закрытое акционерное общество "УРАЛПРОМСЕРВИС" (далее - общество "УРАЛПРОМСЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 21.10.2015 в„– 74/001/377/2015-2075 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое помещение - склад готовой продукции площадью 768,3 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Совета, д. 20-А; об обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости: нежилое помещение - склад готовой продукции площадью 768,3 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Совета, д. 20-А, на основании заявления общества от 10.09.2015 в„– 74/001/377/2015-2075.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тихонов Сергей Николаевич.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.05.2016 (Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.07.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Ссылаясь на п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ), п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмечая, что общество "УРАЛПРОМСЕРВИС" обратилось в управление с заявлением о регистрации права на нежилое здание как на объект капитального строительства вспомогательного использования, указав, что объект возведен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, и полагая при этом, что заявителем представлены все необходимые для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества документы, а именно: декларация об объекте недвижимого имущества, кадастровый паспорт на объект "склад готовой продукции", общество "УРАЛПРОМСЕРВИС" считает незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Управление представило письменные пояснения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Согласно абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В силу п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Согласно п. 3 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с позицией Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме от 25.06.2009 в„– 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Также, согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при определении механической безопасности здания расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания. С этой целью той же нормой установлены дифференцированные коэффициенты надежности конструктивных решений здания, в зависимости от уровня ответственности.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 в„– 1974-ст.
Согласно п. 10.1 и приложению А ГОСТа 27751-2014 к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суды установили, что обществу "УРАЛПРОМСЕРВИС" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:30:0101003:51, категория земель: земли населенных пунктов - для производственной деятельности, площадью 8376 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Советов, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2012 серии 74АД в„– 144480.
Кроме того, обществу "УРАЛПРОМСЕРВИС" на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 2192,2 кв. м, этаж: антресоль, антресоль 1, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Совета, д. 20-А, помещение в„– 1, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2012 серии 74АД в„– 144484.
На нежилое помещение площадью 759,6 кв. м, этажность: антресоль, этаж в„– 01 с кадастровым номером 74:30:0101003:47, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Советов, д. 20-А, 11.01.2013 зарегистрировано право собственности Тихонова Сергея Николаевича, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2016 в„– 74/001/007/2016-1864.
Общество "УРАЛПРОМСЕРВИС" 10.09.2015 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - склад, кадастровый номер 74:36:0101003:65, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Советов, 20-А, представив следующие документы: декларацию об объекте недвижимого имущества, учредительные документы, доверенности, техническое заключение по материалам обследования нежилого здания - склада готовой продукции открытого акционерного общества институт "Челябинский промстройпроект".
Согласно указанному техническому заключению склад готовой продукции находится на общей территории с нежилым производственным зданием, состоящим из 2-х помещений. Склад готовой продукции выполняет обслуживающую функцию - складирование готовой продукции для нежилого производственного здания. Указанное функциональное назначение здания - склад готовой продукции позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования. Склад готовой продукции представляет собой одноэтажное строение, расположенное вдоль границы земельного участка, отапливаемое, в плане прямоугольной формы, с габаритами по внешним обмерам 90,0 x 9,40 м, высотой 8,40 м, площадь застройки 846,0 кв. м, строительный объем 7106,4 куб. м. В здании располагается одно помещение площадью по внутренним обмерам - 768,3 кв. м. Конструктивная схема постройки простая - с наружными несущими стенами по ж/б ленточным фундаментам на естественном основании. Наружные стены - кирпич. Перекрытие - ж/б плиты. Окна - двойные, пластиковые. Полы - бетонные. Кровля - профнастил. Строительные конструкции объекта - склад готовой продукции по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пос. Советов, 20-А и выполненные строительно-монтажные работы его возведению, соответствуют действующим в строительстве нормам и правилам, обеспечивают эксплуатационную пригодность и возможность использовать объект по функциональному назначению. Склад готовой продукции является объектом вспомогательного использования по отношению к нежилому производственному зданию, расположенному на том же земельном участке.
Судами установлено, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем на государственную регистрацию документов управлением выявлены препятствия для проведения государственной регистрации, о чем управление сообщило обществу "УРАЛПРОМСЕРВИС" письмом от 21.09.2015 в„– 74/001/377/2015-2075.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация была приостановлена до 20.10.2015.
Обществу "УРАЛПРОМСЕРВИС" было предложено представить дополнительные доказательства отнесения спорного здания к вспомогательному объекту, поскольку из представленных на регистрацию документов невозможно было сделать однозначный вывод о невозможности использования спорного здания в иных целях, а также о том, что объект имеет пониженный уровень ответственности.
Сообщением от 21.10.2015 в„– 74/001/377/2015-2075 управление отказало в государственной регистрации права собственности общества "УРАЛПРОМСЕРВИС" на объект недвижимости в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган указал, что в представленных обществом "УРАЛПРОМСЕРВИС" документах, в том числе техническом заключении, отсутствует информация об отнесении нежилого здания к пониженному уровню ответственности, а также о невозможности самостоятельного использования объекта для иной деятельности, что не позволяет сделать однозначный вывод о вспомогательном использовании указанного здания.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что обществом УРАЛПРОМСЕРВИС" не представлены доказательства, подтверждающие, что технические и функциональные характеристики заявленного к регистрации объекта позволяют использовать его исключительно по вспомогательному назначению, а также подтверждающие отсутствие у объекта иной, кроме обслуживающей, функции.
Оценив представленное в материалы дела техническое заключение по материалам обследования нежилого здания - склада готовой продукции открытого акционерного общества институт "Челябинский промстройпроект", суды признали, что указанное заключение не является надлежащим подтверждением отнесения спорного объекта к зданиям вспомогательного использования, поскольку вспомогательный характер исследуемого объекта определен специалистами исходя исключительно из наименования объекта (склад готовой продукции), обусловленного его действующим функциональным использованием по отношению к расположенному на том же земельном участке нежилому производственному зданию, при этом исследование функциональной взаимосвязи указанных объектов в заключении не приведено, а установленные в заключении обстоятельства (использование склада для хранения готовой продукции) определяют исключительно технологическую роль спорного объекта в общем производственном процессе деятельности предприятия и не свидетельствуют о невозможности использования спорного объекта по иному, самостоятельному назначению. Кроме того, специалистом в заключении не приведены ни технические характеристики, позволяющие установить невозможность самостоятельного использования заявленного к регистрации объекта, и в силу этого - допустимость его возведения в соответствии с положениями п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни нормативное обоснование вывода о его вспомогательном назначении.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии документов, позволяющих достоверно установить, что заявленный обществом "УРАЛПРОМСЕРВИС" к регистрации объект относится к объектам вспомогательного использования.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным выраженный в решении от 21.10.2015 в„– 74/001/377/2015-2075 отказ управления в государственной регистрации права собственности на указанное сооружение в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, и отказали в удовлетворении заявленных требований общества "УРАЛПРОМСЕРВИС".
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2016 по делу в„– А76-32046/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "УРАЛПРОМСЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ


------------------------------------------------------------------