По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.12.2016 N Ф09-10096/16 по делу N А47-3301/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на имущество со ссылкой на неправомерное использование транспортным предприятием предусмотренной законом субъекта РФ льготы .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предприятие осуществляет деятельность в области социального обеспечения граждан муниципального образования услугами транспорта общего пользования, в связи с чем имеет право на указанную льготу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. в„– Ф09-10096/16
Дело в„– А47-3301/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу в„– А47-3301/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Сборец Э.Ю. (доверенность от 08.10.2015 в„– 03-11/10089); Кузнецова Е.В. (доверенность от 10.03.2015 в„– 03-11/00202);
муниципального казенного предприятия "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г. Оренбург (далее - предприятие, налогоплательщик) - Горленко Д.Г. (доверенность от 17.03.2016).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.12.2015 в„– 1656.
Решением суда от 15.07.2016 (судья Сердюк Т.В.) заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным решение инспекции от 28.12.2015 в„– 1656 и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать предприятию в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.Ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2013 в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", инспекция указывает на очевидное различие понятий "социальное обеспечение", содержащегося в п. 7 ст. 10 названного закона, и "транспортное обслуживание", которое осуществляет предприятие.
Инспекция считает, что предприятие не относится ни к одной из категорий организаций социального обслуживания, указанных в приказе Минтруда России от 17.04.2014 в„– 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания", изданном в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 в„– 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"; налогоплательщик предоставляет только транспортные услуги, которых нет в списке услуг социального обеспечения, предоставляемых неограниченному кругу лиц, а не строго определенной категории граждан; не обладает имуществом, относящимся к объектам социально-культурной сферы; при отсутствии установленной цели предоставления обеспечения, в предоставлении льготы предприятию в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 в„– 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Оренбургской области о налоге на имущество) должно быть отказано.
По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применена ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сделан необоснованный вывод о том, что предприятие, являясь соисполнителем муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга на 2014 - 2016 годы", связано с социальным обеспечением, так как муниципальная программа никаким образом не может подменять собой п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество, предоставляющий льготу строго определенному кругу субъектов с соответствующим пакетом подтверждающих документов.
Заявитель жалобы указывает на то, что в материалы дела судом апелляционной инстанции приобщены ведомости амортизации основных средств, в которых перечислено следующее имущество: здание тяговой подстанции, производственное здание, шкафы собственных нужд, фидерный автомат, ячейки катодного автомата, распределительные устройства, трансформаторы напряжения, трансформаторы преобразования, устройства распределительные катодные, масляные выключатели подвесные, электросчетчики и т.д.; налогоплательщик ни в ходе камеральной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представил доказательств и пояснений, подтверждающих использование данного имущества в соответствии с Законом Оренбургской области о налоге на имущество, исключительно определенной категории граждан; суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправомерно руководствовался п. 7 ст. 381 Кодекса, утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 11.11.2003 в„– 139-ФЗ.
Предприятие представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года, в котором на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество заявлена льгота по налогу в отношении 100% стоимости имущества, учтенного на балансе предприятия в качестве основных средств, инспекцией составлен акт от 11.11.2015 в„– 08-65/1751дсп и вынесено решение от 28.12.2015 в„– 1656, которым предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 460 383 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 15.03.2016 в„– 16-15/02853@ решение инспекции утверждено.
Основанием для доначисления налога на имущество послужил вывод инспекции о неправомерном использовании предприятием льготы по налогу на имущество на основании п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество, в связи с тем, что деятельность в области социального обеспечения им не осуществляется.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что предприятие осуществляет деятельность в области социального обеспечения граждан муниципального образования услугами транспорта общего пользования, в связи с чем имеет право на льготу, предусмотренную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество.
Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
Объектами налогообложения для российских организаций в ст. 374 Кодекса признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 и 378.2 Кодекса.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 Кодекса).
Согласно ст. 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество в редакции Закона Оренбургской области от 26.12.2013 в„– 2095/593-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О налоге на имущество организаций" освобождаются от налогообложения "организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения".
Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Учитывая, что понятия "социальное обеспечение", "объекты социальной сферы" не определены в Законе Оренбургской области о налоге на имущество и в Кодексе, они должны определяться по правилам ст. 11 Кодекса в том значении, в каком они используются в законодательных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению граждан.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К социальному обеспечению относится весь комплекс государственных мер, направленных на создание и поддержание достойного уровня жизни граждан.
В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 в„– 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования.
Согласно ст. 21 указанного закона создание, размещение, обустройство, контроль содержания и состояния объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся указанные объекты.
На территории Оренбургской области в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан принято постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2009 в„– 118-п "Об обеспечении проезда граждан в пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных проездных документов", на основании которого администрацией города Оренбурга издано постановление от 23.12.2013 в„– 3434-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014 - 2016 годы"; целями и задачами данной программы являются организация транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге, создание условий для предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан с использованием микропроцессорных пластиковых "Социальных транспортных карт", предоставление субсидий по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области, обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах.
Решение задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривает: обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, включая их ценовую доступность; обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров и оказание транспортных услуг по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, что позволит обеспечить доступность транспортных услуг для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи на удаленных и труднодоступных территориях.
При этом объектами социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для социального обеспечения.
Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для социального обеспечения.
Согласно п. 2.1 Устава предприятия целью его создания является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является соисполнителем муниципальной программы "Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга" на 2014 - 2016 годы", направленное на социальную поддержку граждан, обеспечение им достойного уровня жизни.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установив, что деятельность налогоплательщика связана с социальным обеспечением, сделали выводы о том, что условие использования основных средств для социального обеспечения предприятием выполнено; предприятие правомерно применило льготу, установленную п. 7 ст. 10 Закона Оренбургской области о налоге на имущество, в отношении имущества, используемого им в указанной деятельности; оснований для доначисления налога на имущество у налогового органа не имелось.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При этом суд учитывает, что спорная льгота предоставлялась предприятию ранее по результатам камеральных налоговых проверок за 2012 г., 2013 г., 3 месяца 2014 г., 6 месяцев 2014 г., а также предоставлена за 2015 г., 3 месяца 2016 г. (с учетом изменений, внесенных в Закон Оренбургской области о налоге на имущество).
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2016 по делу в„– А47-3301/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
------------------------------------------------------------------