По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.12.2016 N Ф09-10948/16 по делу N А34-6267/2015
Требование: О признании незаконными действий по прекращению процедуры выбора земельных участков и предварительного согласования мест размещения объектов, об обязании завершить процедуру.
Обстоятельства: Заявителю указано, что нормы о порядке предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта утратили силу, предложено приобрести участки на аукционе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как отсутствует принятое в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не установлены основания для продолжения процедуры предоставления участка без торгов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. в„– Ф09-10948/16
Дело в„– А34-6267/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Системная интеграция" (далее - общество "Системная интеграция") на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу в„– А34-6267/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Системная интеграция" - Смыкова И.В. (доверенность от 15.04.2016).
От Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество "Системная интеграция" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту о признании незаконными действий по прекращению процедуры выбора земельных участков и предварительного согласования мест размещения объектов; об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по завершению указанной процедуры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 (судья Крепышева Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Системная интеграция" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заявитель полагает, что положения ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) в рассматриваемом случае не препятствуют возложению обязанности на Департамент принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции положений до 01.03.2015.
Заявитель отмечает, что на момент обращения заявителя в уполномоченный орган с целью предварительного согласования места размещения зданий (24.02.2015) порядок предоставления земельных участков регламентировался ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого заявитель ссылается на положения подп. 17 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении. При этом отмечает, что соответствующее решение об отказе не принималось.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 17.12.2014 общество "Системная интеграция" обратилось в Департамент с заявлениями об осуществлении выбора земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов - здания оздоровительно-реабилитационного центра по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38 "е" (ориентировочная площадь земельного участка 2425 кв. м, испрашиваемое право - аренда), и комбината бытового обслуживания по адресу: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 122 "д" (ориентировочная площадь земельного участка 2761 кв. м, испрашиваемое право - аренда).
К заявлениям были приложены схемы границ испрашиваемых земельных участков, нормативное обоснование площади.
В городской газете "Курган и Курганцы" 17.01.2015 опубликованы информационные сообщения о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства оздоровительно-реабилитационного центра по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, в районе строения 38, и комбината бытового обслуживания по адресу: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, в районе строения 124.
Постановлением Администрации 24.02.2015 в„– 1633 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 2425 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:030604, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - спорт (физкультурно-оздоровительный центр), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Машиностроителей, 38 "е".
Постановлением Администрации 24.02.2015 в„– 1577 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 2184 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:030605, из категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - бытовое обслуживание (комбинат бытового обслуживания), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, ул. Бурова-Петрова, 122 "д".
На основании обращения общества "Системная интеграция" от 26.12.2014 в„– 1-23/393 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения здания физкультурно-оздоровительного центра, расположенного в г. Кургане по пр. Машиностроителей, 38 "е", комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства от 24.02.2015 в„– 54.
На основании обращения общества "Системная интеграция" от 31.12.2014 в„– 1-23/397 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения здания комбината бытового обслуживания. Расположенного в г. Кургане по ул. Бурова-Петрова, 122 "д", комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства от 24.02.2015 в„– 55.
Общество "Системная интеграция" 24.02.2015 обратилось в Департамент и Комитет по архитектуре и строительству Курганской области с заявлениями о предварительном согласовании мест размещения объектов - здания оздоровительно-реабилитационного центра по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38 "е" (площадь земельного участка 2425 кв. м, испрашиваемое право - аренда), и комбината бытового обслуживания по адресу: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 122 "д" (площадь земельного участка 2761 кв. м, испрашиваемое право - аренда).
В соответствии с письмами от 04.03.2015 в„– 09-01-1232, 09-01-1261, ссылаясь на вступление в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, на основании ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Департамент направил в адрес Администрации обращения общества "Системная интеграция" о предварительном согласовании мест размещения указанных выше объектов для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения.
Полагая, что действия Департамента по прекращению процедуры выбора земельных участков и предварительного согласования мест размещения объектов по заявлениям общества "Системная интеграция" являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом заявитель пояснил, что в марте 2015 г. Департамент проинформировал его о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации на основании Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, в соответствии с которыми утратили силу нормы ст. 30, 31, регулирующие процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; заявитель не лишен возможности приобрести земельные участки на аукционе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции норм, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшим до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С учетом положений Закона Курганской области от 28.12.2011 в„– 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в ред. Закона от 30.06.2014 в„– 44) судами отмечено, что Департамент как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на момент обращения обладал полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Кургана, для строительства и заключению соответствующих договоров.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был установлен п. 5 названной статьи. Данный порядок включал в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.03.2015 нормы статей, в том числе ст. 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих процедуру выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утратили силу на основании Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ.
Названным Законом внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми полностью изменен порядок предоставления земельных участков. Действующие с 01.03.2015 нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ закреплены переходные положения, в частности земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со ст. 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (п. 1 названной статьи).
Таким образом, законодателем предусмотрен юридический факт, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015. Таким фактом является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
Судами установлено, что 17.12.2014 общество "Системная интеграция" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельных участков под строительство, 24.02.2015 комиссией оформлены акты выбора земельных участков, однако до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объектов под строительство, утверждающее акты выбора земельного участка, принято не было.
Осуществление выбора земельного участка с составлением соответствующего акта не приводит к возможности получения заявителем земельного участка ввиду отсутствия принятого до 01.03.2015 решения о предварительном согласовании места размещения объекта, указанного в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ в качестве основания для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов.
Доказательств, подтверждающих наличия у Департамента цели намеренно воспрепятствовать обществу "Системная интеграция" в реализации права на получение земельного участка по ранее действующей процедуре, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что с учетом вступивших в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, общество "Системная интеграция" с 01.03.2015 утратило право на предоставление земельных участков по ранее действующей процедуре предварительного согласования мест размещения объектов, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемых действий Департамента незаконными, следует признать правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения подп. 17 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен ст. 39.14, 39.15 того же Кодекса, то есть данные правовые нормы, вступившие в силу с 01.03.2015, следует рассматривать в совокупности.
Нарушения или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу в„– А34-6267/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Системная интеграция" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
------------------------------------------------------------------