Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.12.2016 N Ф09-10624/16 по делу N А07-10409/2016
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы выбранной общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома управляющей организации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как протоколом собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома подтверждено расторжение с обществом договора управления многоквартирным домом, передача указанной документации обществом не обеспечена, предписание законно и не нарушает прав и законных интересов общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. в„– Ф09-10624/16

Дело в„– А07-10409/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (ИНН: 0278154980, ОГРН: 1080278011164; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2016 по делу в„– А07-10409/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным предписания от 18.02.2016 в„– ЦО-16-260-011, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомжилнадзор).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-49" (далее - третье лицо, ООО "ЖЭУ-9")
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2016 (судья Крылова И.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению общества судами неправильно применены ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), п. 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 (далее Правила в„– 416), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Общество полагает также, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам. Указывает, что юридически смена управляющей компании состоялась 19.11.2015, тогда как решение о расторжении договора управления и заключении данного договора с ООО "ЖЭУ-9" собственниками было принято лишь 01.01.2016. При этом такие обстоятельства, как: наличие у ООО "ЖЭУ-9" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД); факт исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 Жилищного кодекса на момент проведения проверки; наличие решения общего собрания собственников МКД о выборе ООО "ЖЭУ-9" в качестве управляющей организации; наличие документов, подтверждающих реализацию права на изменение способа управления, - были установлены лишь при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания Госкомжилнадзора.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в предписании не указано, какие конкретно действия должны быть совершены, какие именно документы технической документации должны быть переданы, не выяснено - были ли они в наличии у общества на момент выдачи предписания.
Госкомжилнадзор представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, против доводов жалобы возражает.

Как следует из материалов дела, Госкомжилнадзор на основании распоряжения от 22.02.2016 в„– 404 была проведена внеплановая документарная проверка общества, по результатам которой 18.02.2016 составлен акт в„– 16-404-260-001 и также 18.02.2016 вынесено предписание в„– ЦО-16-260-011 которым установлено следующее нарушение: техническая и иная документация не переданы в ООО "ЖЭУ-9" (нарушение п. 18 - 21 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"). Обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 03.03.2016.
Полагая, что ненормативный акт Госкомжилнадзора является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого правового акта недействительным.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы общества, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно "Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 г. в„– 616 Комитет осуществляет государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан.
Таким образом суды правильно установили, что оспариваемое предписание Госкомжилнадзора выдано уполномоченным государственным органом, процедура проверки соблюдена.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Из условий частей 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Частью 8 ст. 162 Жилищного кодекса установлена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса).
В ходе рассмотрения дела по существу суды установили и приняли во внимание, что в адрес общества 25.11.2015 было направлено письмо ООО "ЖЭУ-9" с приложением протокола от 19.11.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в„– 10 по ул. С. Агиша в г. Уфе, о выборе в качестве управляющей компании ООО "ЖЭУ-49". Данный протокол подтверждает факт расторжения договора с ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфа". Указанный протокол обжалован не был.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом установлен Правилами в„– 416.
В соответствии с п. 18 Правил в„– 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 19 Правил в„– 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" п. 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса.
Пунктом 20 Правил в„– 416 предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. в„– 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 21 Правил в„– 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. в„– 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
В силу условий п. 22 Правил в„– 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Судами установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований Правил в„– 416, общество передачу технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации вновь избранной управляющей организации ООО "ЖЭУ-49", не обеспечило.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о законности выданного Госкомжилнадзором предписания и отсутствия нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов общества.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод общества о неисполнимости предписания, поскольку этот ненормативный акт содержит однозначные ссылки на п. 18 - 22 Правил в„– 416, регламентирующие совершение необходимых действий в спорной ситуации. Соответствующие доводы кассационной жалобы по указанным основаниям отклоняются.
Иные доводы общества направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правовые основания для которой у суда кассационной инстанции отсутствуют (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2016 по делу в„– А07-10409/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Ю.В.ВДОВИН


------------------------------------------------------------------