Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2016 N Ф09-10121/16 по делу N А76-29537/2015
Требование: О признании недействительными решения, предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Передача в безвозмездное пользование газораспределительных сетей без проведения торгов в отсутствие полномочий по распоряжению имуществом признана нарушением ФЗ "О защите конкуренции".
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не доказаны принадлежность ссудополучателю газопроводов, к которым присоединены спорные сети, невозможность самостоятельного функционирования сетей, признание имущества муниципальной собственностью, наличие оснований у администрации муниципального района распоряжаться объектами газоснабжения в сельских поселениях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. в„– Ф09-10121/16

Дело в„– А76-29537/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу в„– А76-29537/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган) - Пазуха З.В. (доверенность от 12.01.2016 в„– 4),
управления - Гараев Т.Р. (доверенность от 21.01.2015 в„– 74АА2380198), Огородов А.В. (распоряжение от 12.11.2012 в„– 431).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15.
Определением суда от 07.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Администрация Чебаркульского муниципального района" (далее - администрация), акционерное общество "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - АО "Газпром газораспределение Челябинск"), общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервис" (далее - ООО "ТеплоЭнергоСервис").
Решением суда от 10.05.2016 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить принятые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права.
Управление указывает, что Чебаркульский муниципальный район осуществляет организацию электро- и газоснабжения на территории всего Чебаркульского муниципального района и соответственно всех поселений включенных в состав Чебаркульского муниципального района. Основной из задач управления является организация эффективного управления муниципальным имуществом. При передаче имущества по договору безвозмездного пользования управление исходило из того, что транспортировка газа по газопроводам возможна только через газораспределительные сети, принадлежащие ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на праве аренды; газораспределительные сети имеют взаимные точки присоединения с газопроводами, принадлежащими ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на праве аренды. Управление считает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы об определении технологической связи газораспределительных сетей.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что на территории Чебаркульского муниципального района кроме газовых сетей, включенных в реестр муниципальной собственности, находятся бесхозяйные газовые сети, на которых также необходимо проводить техническое обслуживание для обеспечения безопасного и безаварийного газоснабжения района в целом.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо ООО "ТеплоЭнергоСервис" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, судами приняты законные и обоснованные судебные акты.
Третье лицо АО "Газпром газораспределение Челябинск" представило в материалы дела письменное мнение относительно доводов кассационной жалобы, поддерживает правовую позицию управления, считает ее обоснованной и основанной на законе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в антимонопольный орган от ООО "ТеплоЭнергоСервис" поступило заявление от 26.11.2014 в„– 94 на неправомерные действия управления, выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, а именно: объектами газоснабжения в Сарафановском, Варламовском сельских поселениях Чебаркульского муниципального района.
В обоснование доводов указано, что ООО "ТеплоЭнергоСервис" намеревалось обслуживать объекты газоснабжения, расположенные в указанных сельских поселениях, в связи с чем обращалось по данному вопросу в управление. Однако, в последующем ООО "ТеплоЭнергоСервис" стало известно о том, что данное имущество передано без проведения торгов в безвозмездное пользование ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" по договору от 01.11.2013 в„– 06-04-320/12. При этом процедуры разграничения муниципальной собственности имущества между муниципальным районом и поселениями, оформление муниципальными образованиями прав владения в отношении объектов газоснабжения, расположенных на территории сельских поселений, не осуществлялось.
По мнению ООО "ТеплоЭнергоСервис", действия управления по последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов являются взаимосвязанными сделками, имеющими своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения объектов газоснабжения в Чебаркульском муниципальном районе.
Антимонопольным органом в действиях управления установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем антимонопольным органом принято решение от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15, согласно которому:
1. Действия управления по изданию распоряжения от 31.10.2013 в„– 717/1 о предоставлении ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов, в отсутствие у Управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, а также имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности, признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности данному хозяйствующему субъекту.
2. Действия управления по заключению с ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" договора от 01.11.2013 в„– 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов признаны нарушением ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
3. Управлению выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Решено передать соответствующему должностному лицу антимонопольного органа материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
5. Решено не принимать иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции ввиду отсутствия оснований для их принятия.
В последующем антимонопольным органом выдано предписание от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15, согласно которому:
1. Управлению прекратить нарушение ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в срок до 1 декабря 2015 года отказаться от договора безвозмездного пользования в„– 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013, заключенного между управлением и ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", путем уведомления общества об этом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации; в срок до 1 марта 2016 года принять меры по возврату имущества, переданного по договору в„– 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013.
2. Управлению в срок до 1 апреля 2016 года обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения.
3. Управлению в качестве доказательств исполнения п. 1 настоящего предписания представить в антимонопольный орган в срок до 15 декабря 2015 года надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих уведомление ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" об отказе от договора безвозмездного пользования в„– 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013; в срок до 15 марта 2016 года надлежаще заверенные копии подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" по договору в„– 06-04-320/12 (34/2013) от 01.11.2013.
4. Управлению в качестве доказательства исполнения п. 2 настоящего предписания в срок до 15 апреля 2016 года представить в антимонопольный орган сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество - объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о том, что решение антимонопольного органа и принятое на основании него предписание являются законными и обоснованными. Действия управления по заключению договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов противоречат Закону о защите конкуренции.
Выводы судов являются верными, основанными на законе.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено и подтверждено материалами дела следующее.
Газораспределительные сети Чебаркульского муниципального района в соответствии с договором от 12.03.2007 в„– ДАГ-1/2007 переданы в аренду ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" (после переименования - АО "Газпром газораспределение Челябинск").
Договор от 12.03.2007 в„– ДАГ-1/2007 действовал до 31.10.2013. По указанному договору ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" передано имущество, расположенное в с. Боровое Сарафановского сельского поселения (26 объектов), Тимирязевском сельском поселении (43 объекта), Травниковском сельском поселении (56 объектов), Кундравинском сельском поселении (14 объектов), Варламовском сельском поселении (9 объектов), Шахматовском сельском поселении (11 объектов), Бишкильском сельском поселении (1 объект), Филимоновском сельском поселении (11 объектов).
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2008 в„– 1 к договору аренды в„– ДАГ-1/2007 обществу передана газораспределительная сеть и сооружения на ней в пос. Ключи Бишкильского сельского поселении (1 объект).
Таким образом, общее количество объектов, переданное обществу по договору от 12.03.2007 в„– ДАГ-1/2007, составило 172 единицы.
ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" письмом от 14.03.2013 в„– ВС-27/693 обратилось в адрес главы Чебаркульского муниципального района с предложением о заключении договора безвозмездного пользования в отношении газораспределительных сетей без проведения торгов на основании п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" указано, что в случае наличия технологического присоединения для заключения договора передачи сетей без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа общество предоставит документы, подтверждающие технологическую связь сетей и сети инженерно-технологического обеспечения.
Миасский филиал ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" направил главе Чебаркульского муниципального района перечень бесхозяйных газопроводов по состоянию на 01.04.2013, а также предложил заключить договор на их техническое обслуживание, либо передать эти газопроводы в безвозмездное пользование газораспределительной организации.
ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания" в адрес главы Чебаркульского муниципального района направлено письмо от 16.07.2013 в„– ВС-27/2147 по вопросу эксплуатации и регистрации права муниципальной собственности бесхозяйных объектов газораспределительной системы, в котором также указано о необходимости решения вопроса о передаче данного имущества в эксплуатацию ОАО "Челябинская региональная газораспределительная компания".
Согласно заключению комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", с газопроводами, принадлежащими управлению, от 30.10.2013:
1) транспортировка газа по газопроводам общей протяженностью 200704,07 п./м возможна только через газораспределительные сети, принадлежащие ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на праве аренды;
2) газораспределительные сети имеют взаимные точки присоединения с газопроводами, принадлежащими ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на праве аренды.
Приложением к заключению комиссии от 30.10.2013 является перечень имущества, планируемого к передаче ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", управлением. Указанный перечень содержит информацию о наименовании газопровода, передаваемого от управления; наименовании и принадлежности газопровода ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", к которому присоединен газопровод; а также об иных технических характеристиках.
При этом, как установили суды, управление не располагало документами, подтверждающими принадлежность газопроводов ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", к которым присоединены газопроводы, передаваемые обществу в безвозмездное пользование.
Из п. 3 заключения комиссии от 30.10.2013 следует, что протяженность газопроводов, передаваемых в безвозмездное пользование ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", соответствует исполнительно-техническим документациям.
Управлением при рассмотрении настоящего дела указанная документация не представлена. Более того, копия заключения комиссии от 30.10.2013, представленная ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", содержит сведения об общей протяженности газопроводов в размере 189 542,01 п./м, в то время как копия заключения комиссии от 30.10.2013, представленная управлением, а также оригинал заключения содержат исправленную протяженность газопроводов - 200 704,07 п./м.
В связи с чем, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии исполнительно-технических документаций у органа местного самоуправления на газопроводы, в том числе на дату принятия решения о передаче объектов газоснабжения в безвозмездное пользование.
В соответствии с протоколом в„– 3 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района, от 31.10.2013 принято решение заключить договор безвозмездного пользования газораспределительных сети и сооружений на них с ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" без проведения аукциона или конкурса на неопределенный срок в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно распоряжению управления от 31.10.2013 в„– 717/1 принято решение на основании п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, ч. 2 Правил в„– 83, Решения Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района 4 созыва от 28.12.2010 в„– 100, протокола в„– 3 от 31.10.2013 передать в безвозмездное пользование ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" газораспределительные сети и сооружения, отделу имущественных отношений поручено подготовить для заключения договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом с ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на неопределенный срок с 01.11.2013, подготовить соглашение о расторжении договора от 12.03.2007 в„– ДАГ-1/2007 с 31.10.2013, подготовить акты и провести сверку взаиморасчетов по договору в„– ДАГ-1/2007 от 12.03.2007 по состоянию на 31.10.2013.
В соглашении от 31.10.2013 о расторжении договора от 12.03.2007 в„– ДАГ-1/2007 стороны договорились расторгнуть договор аренды муниципального имущества.
Согласно материалам дела, 01.11.2013 между управлением и ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" подписан договор в„– 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования газораспределительными сетями и сооружениями на неопределенный срок без проведения торгов, согласно которому управление передает, а ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" принимает в безвозмездное пользование на условиях договора газораспределительные сети и сооружения на них, принадлежащие ссудодателю на праве собственности (имущество). Перечень объектов, входящих в состав имущества, указывается в приложении 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора.
Управлением представлены схемы газопроводов в границах сельских поселений на территории Чебаркульского муниципального района. При этом единая схема сети газоснабжения Чебаркульского муниципального района, утвержденная органом местного самоуправления, позволяющая установить источники газоснабжения и отключающие устройства (по состоянию на 2013 год), технологическую связь газопроводов, передаваемых управлением в безвозмездное пользование, и сети газоснабжения муниципального района, управлением представлены не были.
В соответствии со сведениями, представленными при рассмотрении дела управлением и ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", на территории Чебаркульского муниципального района имеется 5 независимых источников газораспределения: 1) ГРС с/з Опытный; 2) ГРС с. Травники; 3) ГРС с. Кундравы; 4) ГРС г. Чебаркуль; 5) ГРС с. Коелга.
Из заключения комиссии от 30.10.2013, схем газопроводов, а также договора от 01.11.2013 в„– 06-04-320/12 (34/2013) Уральское управление Ростехнадзора по Челябинской области не смогло установить единую технологическую и функциональную связь сетей газораспределения и газопотребления различных сельских поселений в границах Чебаркульского муниципального района, о чем была направлена соответствующая информация.
Информация, представленная Уральским управлением Ростехнадзора по Челябинской области, свидетельствует о наличии технологической связи сетей газораспределения и газопотребления, переданных Управлением в безвозмездное пользование ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", и сетей газораспределения, принадлежащих ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", только в границах соответствующих сельских поселений.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что управлением не представлены документы, подтверждающие, что газопроводы, расположенные на территории Чебаркульского муниципального района в границах отдельных сельских поселений, не могут функционировать самостоятельно, в том числе при условии наличия 5 независимых источников газораспределения.
Из представленных документов, в том числе заключения комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов, принадлежащих ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", с газопроводами, принадлежащими Управлению, не следует, что передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения Чебаркульского муниципального района и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в границах всего Чебаркульского муниципального района. Газоснабжение отдельных муниципальных образований с использованием муниципального имущества (газопроводов) при условии наличия 5 независимых источников газораспределения может осуществляться различными хозяйствующими субъектами.
В связи с этим у органа местного самоуправления отсутствовали основания для передачи объектов ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" в безвозмездное пользование на основании п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83, сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям, сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 ст. 5 Закона Челябинской области от 29.11.2007 в„– 221-ЗО "О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами" установлено, что момент возникновения у муниципального образования, принявшего имущество, права собственности на переданное имущество устанавливается законом Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно приложению к заключению комиссии от 30.10.2013, приложению в„– 1 к договору в„– 06-04-320/12 (34/2013) ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" передано муниципальное имущество в количестве 1357 объектов. Управлением представлены документы (свидетельства о государственной регистрации права), подтверждающие собственность муниципального образования лишь в отношении 3 объектов.
Согласно выписке от 26.03.2015 в„– 193 из реестра муниципальной собственности по состоянию на 01.11.2013 в реестр муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района включено 186 объектов газоснабжения.
Таким образом, судами установлено, что в отношении оставшихся 1 168 объектов газоснабжения отсутствуют документы, подтверждающие право собственности муниципального образования "Чебаркульский муниципальный район". Кроме того отсутствуют сведения о включении данных объектов в реестр муниципальной собственности.
Как следует из распоряжения от 27.05.2013 в„– 362/1 "О выявлении бесхозяйного имущества" в количестве 1164 объектов, отделу имущественных отношений поручено внести в перечень бесхозяйных объектов Чебаркульского муниципального района объекты недвижимого имущества, выявленные на территории Чебаркульского района, опубликовать объявление о признании вышеуказанных объектов бесхозяйными в газете "Южноуралец", поставить объекты на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области; отделу по учету и финансированию осуществить финансирование указанных действий.
Пункт 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает специальный порядок приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вместе с тем, как установлено судами управление передало в безвозмездное пользование на неопределенный срок ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, в отсутствие закона Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Объекты газоснабжения, переданные управлением в безвозмездное пользование ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", расположены в различных муниципальных образованиях: Сарафановском сельском поселении (с. Боровое), Тимирязевском сельском поселении (п. Тимирязевский, д. Казбаево, пос. "Монолит"), Травниковском сельском поселении (с. Травники), Кундравинском сельском поселении (с. Бутырки, с. Кундравы), Варламовском сельском поселении (с. Попово, с. Звягино, с. Варламово), Шахматовском сельском поселении, Бишкильском сельском поселении (с. Ключи), Филимоновском сельском поселении (с. Филимоново, д. Колодкино), Кундравинском сельском поселении (с. Кундравы).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между муниципальным образованием Чебаркульский муниципальный район" и сельскими поселениями заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе о передаче муниципальному району полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения.
Вместе с тем, к соглашениям с Филимоновским сельским поселением, Сарафановским сельским поселением, Варламовским сельским поселением заключены дополнительные соглашения, согласно которым полномочия по решению вопросов об организации в границах поселения газоснабжения населения были возвращены органам местного самоуправления сельских поселений.
В связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу, поддержанному судами, что управление в октябре - ноябре 2013 года не обладало полномочиями по организации в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселениях газоснабжения населения, следовательно, для решения указанных полномочий не имело правовых оснований распоряжаться объектами газоснабжения в указанных муниципальных образованиях.
Из материалов дела также следует, что управление располагало сведениями об отсутствии у муниципального образования "Чебаркульский муниципальный район" полномочий по распоряжению объектами, находящимися на территории Сарафановского сельского поселения, что подтверждается письмом управления от 16.12.2013 в„– 482 о направлении в адрес ООО "ТеплоЭнергоСервис" дополнительного соглашения от 28.01.2013 к соглашению в„– 22 от 30.12.2005, в соответствии с которым полномочия Чебаркульского муниципального района в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения отозваны.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, в частности, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных гл. 5 данного Закона.
В силу разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункта 8 постановления от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Передача одной газораспределительной организации объектов газоснабжения, расположенных на территории Чебаркульского городского округа, в том числе не находящихся в муниципальной собственности и не включенных в реестр муниципальной собственности, создают преимущественные условия осуществления деятельности такой организации, поскольку позволяют обществу осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием имущества (подключать объекты капитального строительства к сети, осуществлять передачу газа по сетям).
Суды согласились с выводом антимонопольного органа о противоречии действий управления ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части издания распоряжения от 31.10.2013 в„– 717/1 о предоставлении ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" в безвозмездное пользование газораспределительных сетей и сооружений без проведения торгов, а также в отсутствие у управления полномочий по распоряжению имуществом, расположенным в границах Филимоновского, Сарафановского и Варламовского сельских поселений, имуществом, не находящимся в муниципальной собственности и не включенным в реестр муниципальной собственности.
Действия управления по заключению с ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" договора от 01.11.2013 в„– 06-04-320/12 (34/2013) безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов противоречат ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Ссылка управления на заключение комиссии по определению взаимных точек присоединения газопроводов правомерно отклонена судами. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, указанное заключение составлено только представителями администрации Чебаркульского муниципального района и общества "Газпром газораспределение Челябинск", то есть заинтересованными лицами, документы, подтверждающие вывод комиссии о том, что газораспределительные сети технологически связаны с газопроводами, принадлежащими ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", в материалах дела отсутствуют.
Апелляционным судом также отмечено, что антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом, либо соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
В соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 в„– 83, подключение (технологическое присоединение объекта к сети газораспределения осуществляет лицо, эксплуатирующее сети инженерно-технического обеспечения, владеющее на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Лица, намеренные осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения, обращаются в данную организацию, которая осуществляет такое подключение за соответствующую плату.
Антимонопольным органом установлено, что на территории Чебаркульского муниципального района эксплуатацию объектов газоснабжения осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ООО "ТеплоЭнергоСервис", ООО "Межтерриториальное управляющее жилищно-коммунальное предприятие Тимирязевское", ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", а по факту не имеют возможности осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов к сети, вследствие чего, указанные хозяйствующие субъекты намеренные осуществлять эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения не имеют возможности осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов к сети.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 19.10.2015 по делу в„– 15-07/15 являются законными и обоснованными, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу в„– А76-29537/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------