Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2016 N Ф09-10468/16 по делу N А50П-107/2016
Требование: О признании недействительным представления контрольно-счетного органа.
Обстоятельства: Органу местного самоуправления предложено обеспечить восстановление в местный бюджет денежных средств ввиду их нецелевого расходования.
Решение: Требование удовлетворено, так как контрольно-счетным органом дано согласие на внесение изменений в бюджет, приобретение автомобиля за счет средств по коду "Увеличение стоимости основных средств" подтверждено, нецелевое расходование средств не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. в„– Ф09-10468/16

Дело в„– А50П-107/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Кочевского муниципального района (далее - Контрольно-счетная палата) постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу в„– А50П-107/2016 Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Администрации Кочевского муниципального района (далее - Администрация) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты об устранении нарушений выявленных в ходе контрольного мероприятия от 16.02.2016 в„– 19.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2016 (судья Данилов А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Васильева Е.В.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены, представление Контрольно-счетной палаты от 16.02.2016 в„– 19 признано недействительным.
В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определен перечень объектов, относящихся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, и приобретенный Администрацией автомобиль к специальным машинам и механизмам не относится, что подтверждает нецелевое использование средств.
В связи с этим Контрольно-счетная палата полагает, что Администрацией нарушены ст. 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В возражениях на кассационную жалобу Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономии) использования средств бюджета района, выделенных на реализацию инвестиционной программы "Развитие систем водоотведения администрации Кочевского муниципального района на 2014 - 2016 годы". Результаты проверки оформлены актом 27.01.2016.
По результатам рассмотрения акта проверки Контрольно-счетной палатой 16.02.2016 вынесено представление в„– 19 "Об устранении нарушений выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия". Названным представлением Администрации предложено обеспечить восстановление в местный бюджет нецелевого расходования бюджетных средств в сумме 744 000 руб.
Полагая, что представление от 16.02.2016 в„– 19 незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое представление является законным и обоснованным, соответствует требованиям БК РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Контрольно-счетной палатой было дано согласие на внесение изменений в бюджет, а также то, что автомобиль ГАЗ-22177 в сумме 694 000 руб. приобретен за счет средств по коду 90305029200501244 310 (КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств"), отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные требования Администрации.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
На основании ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу ст. 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.
Согласно ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с БК РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ (в редакции, действующей 25.12.2014), в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований
На основании п. 8 ст. 217 БК РФ законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете), могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом) и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете
В силу ч. 1, 2 ст. 219.1 БК РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с бюджетной сметой на 2014 год от 27.01.2014 по коду КОСГУ 90305029200501244 310 "Увеличение стоимости основных средств" были утверждены расходы в сумме 80 000 руб.
В связи с возникшей экономией бюджетных средств по другим видам расходов в данной целевой статье по подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" 11.12.2014 Администрация обратилась с докладной запиской в Управление финансов и налоговой политики муниципального района о внесении изменений в сводную роспись по разделу 05 подразделу 02 целевой статье 4000200 вид расхода 244 с экономической классификации 223, 225, 340 на экономическую классификацию 310 на приобретение автомобиля ГАЗ.
Начальником финансового управления района 12.12.2014 внесены изменения в сводную бюджетную роспись, в кассовый план по расходам в„– 692 и увеличены расходы по коду КОСГУ 90305029200501244 310 "Увеличение стоимости основных средств" на сумму 680 000 руб.
Подпунктом 2 п. 27 решения Земского Собрания Кочевского муниципального района от 25.12.2014 в„– 124 "О бюджете Кочевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решением начальника управления финансов и налоговой политики Администрации без внесения изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в случае направление остатков средств районного бюджета, не использованных на начало текущего финансового года, на расходы с сохранением целевого назначения бюджетных средств.
В связи с этим составлен кассовый план по расходам в„– 67 от 12.01.2015 и от 13.01.2015 составлена бюджетная смета, согласно которым по целевой статье расходов 9200501 "Организация утилизации и переработка жидких отходов" вышеуказанная сумма была распределена по классификациям операций сектора государственного управления. В наименовании показателя 310 "Увеличение стоимости основных средств" утверждена сумма 350 000 руб.
Письмом от 21.01.2015 в„– 81 Администрация просила открыть лимиты бюджетных ассигнований неиспользованных остатков 2014 года, в том числе на приобретение автомобиля ГАЗ в сумме 590 тыс. руб.
Управлением финансов и налоговой политики Администрации 27.01.2015 внесены изменения в кассовый план по расходам в„– 3, возврат целевых средств в сумме 590 000 "Увеличение стоимости основных средств".
Решением Земского Собрания Кочевского муниципального района от 27.04.2015 в„– 30 внесены изменения в решение Земского Собрания Кочевского муниципального района от 25.12.2014 в„– 124 "О бюджете Кочевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Согласно абз. 12 п. 2 раздела "Непрограммные направления расходов" пояснительной записки к решению о внесении изменений предполагалось увеличить бюджетные ассигнования на организацию утилизации и переработки жидких отходов в сумме 590,95 тыс. руб. за счет остатков 2014 года.
На проект решения о внесении изменений дано заключение Контрольно-счетной палатой от 16.04.2015 в„– 20, согласно которому Контрольно-счетная палата рекомендовала Земскому Собранию рассмотреть и утвердить решение о внесении изменений с учетом замечаний, которые не касались увеличения ассигнований по разделу 0502 "Жилищно-коммунальное хозяйство" в сумме 590,95 тыс. руб.
В связи с этим судом апелляционной инстанции верно определено, что Контрольно-счетной палатой было дано согласие на внесение изменений в бюджет.
В соответствии с приложением 3 к решению Земского Собрания Кочевского муниципального района от 27.04.2015 в„– 30 бюджетные ассигнования по разделу 0502 по статье 9200501 были увеличены на 590,95 тыс. руб.
При этом факт приобретения автомобиля ГАЗ-22177 в сумме 694 000 руб. за счет средств по коду 90305029200501244 310 (КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств") Контрольно-счетной палатой не оспаривается.
На основании ч. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции с учетом положений ч. 4, 5 приказа Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 в„– 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", верно указал, что учитывая, что транспортное средство - автомобиль ГАЗ-22177 приобретено, поставлено на учет, следовательно, выделенные денежные средства в полном объеме направлены и израсходованы на оговоренные цели.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к Администрации ответственности, предусмотренной бюджетным законодательством.
В связи с этим суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 делу в„– А50П-107/2016 Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Кочевского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------