Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2016 N Ф09-10221/16 по делу N А60-3393/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Обстоятельства: Обществу предписано обеспечить прохождение периодического медицинского осмотра в центрах профпатологии работниками, занятыми на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как предписание соответствует закону, нарушение обществом санитарно-эпидемиологических требований подтверждено, поскольку при проведении медицинского осмотра исключительно на базе врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации обществом не выполняются обязанности по предупреждению профессиональных заболеваний работников.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. в„– Ф09-10221/16

Дело в„– А60-3393/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2016 по делу в„– А60-3393/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление) - Ильиных Т.С. (доверенность от 30.12.2015 в„– 01-01-05-28/200), Гооге Р.В. (доверенность от 08.01.2016 в„– 01-01-05-28/48).

ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления от 14.12.2015 в„– 01-01-11-12/26996 об устранении нарушений санитарных правил.
Решением суда от 19.04.2016 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 (судьи Риб Л.Х., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить полностью, признать недействительным оспариваемое предписание, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что специалисты авиационного персонала, в том числе члены экипажа воздушных судом проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, медицинские исследования, диспансеризацию и освидетельствование в соответствии с Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 в„– 50 в соответствии со ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации. Данный Приказ по отношению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011 в„– 302н является специальной нормой, регулирующей порядок прохождения медицинских осмотров работниками авиационных предприятий. Общество полагает, что правомерно действует в соответствии с Воздушным кодексом, Приказом Министерства транспорта РФ в„– 50, а также распоряжениями Министерства транспорта и Росавиации, обеспечивая надлежащее медицинское обслуживание летного персонала
В отзыве на кассационную жалобу Управление возражает против доводов заявителя, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения в„– 01-01-01-03/25366 проведена внеплановая проверка выполнения ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" ранее выданного предписания от 20.03.2015 в„– 01-01-11/5007 об устранении нарушений санитарных правил, выразившихся в необеспечении обществом прохождения в 2015 году в центрах профессиональной патологии работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору.
В ходе проверки установлено, что предписание в„– 01-01-11/5007 обществом не выполнено, периодические медицинские осмотры указанных работников в центрах профпатологии не проведены, заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров в указанных медицинских учреждениях не представлены.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 14.12.2015 в„– 01-01-11-12/26996 об устранении нарушений санитарных правил, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.07.2016 обеспечить прохождение в 2016 году периодического медицинского осмотра в центрах профпатологии (медицинских организациях, имеющих право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией) работникам (бортпроводники), занятыми на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору.
Не согласившись с предписанием от 14.12.2015 в„– 01-01-11-12/26996, общество обратилось с арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры) (часть 1); индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (часть 3); данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5). Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (часть 6).
Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом видами медицинских осмотров являются, в том числе:
1) профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;
2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;
3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 12.04.2011 в„– 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", согласно части 2 пункта 3 Приложения в„– 3 к которому обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В п. 37 приложения в„– 3 Приказа в„– 302н установлено, что участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Судами установлено, что обществом проведение периодических медицинских осмотров бортпроводников - работников предприятия, занятыми на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, осуществлялось на базе врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) авиакомпании, сертифицированной в системе сертификации гражданской авиации и имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности "Экспертиза врачебно-летная". При этом авиакомпания не обеспечила в установленные сроки прохождение данными работниками периодических осмотров в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Требования к медицинскому освидетельствованию авиационного персонала, проводимого врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации для получения или возобновления медицинского заключения, установлены Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 в„– 50 (далее - ФАП, Правила).
Согласно п. 10 ФАП задачи медицинского освидетельствования: определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников и диспетчеров УВД; выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.
Порядок медицинского освидетельствования предусматривает, что при медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА медицинское заключение о годности (негодности) выносят врачи-специалисты эксперты: терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог, руководствуясь Требованиями и Пояснениями к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации (приложение в„– 6) (подп. 9 п. 11 Правил).
В соответствии с пунктом 7 ФАП медицинское заключение является основанием для допуска авиационного персонала к выполнению профессиональных обязанностей.
Задачами медицинского освидетельствования, проводимыми врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации (ВЛЭК ГА) являются определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников и диспетчеров УВД; выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий (пункт 10 Правил).
Учитывая содержание Приказа в„– 302н и ФАП, суды пришли к обоснованному выводу о том, что проведение медицинского освидетельствования на базе врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации ориентировано на определение годности к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации, то есть на определение профессиональной профпригодности в соответствии с Федеральными авиационными правилами.
В то же время проведение периодических медицинских осмотров на базе центров профессиональной патологии, имеющих лицензию на определение связи заболевания с профессией, направлено на выявление, предупреждение и предотвращение профессиональных заболеваний работников.
Медицинские осмотры, проводимые в соответствии с Приказом в„– 302н и ФАП, имеют разную периодичность: проведение медицинского освидетельствования на определение профпригодности проводятся 1 раз в 6 месяцев; периодические медицинские осмотры на базе центров профпатологии проводятся 1 раз в 5 лет. Столь длительный срок обусловлен наличием вероятности возникновения профессиональных заболеваний в связи с воздействиям негативных факторов, связанных с профессиональной деятельностью.Следовательно, названные осмотры имеют разные цели, и организация их проведения является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями Правил в„– 302н и ФАП.
Таким образом, судами правомерно отмечено, что требования по направлению на прохождение медицинского осмотра в центр профессиональной патологии с периодичностью 1 раз в 5 лет работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами, для ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" является обязательным. Непроведение авиакомпанией периодических медицинских осмотров в центре профпатологии является нарушением санитарных правил, поскольку при проведении медицинского осмотра (освидетельствования) исключительно на базе врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации работодателем не выполняются обязанности по предупреждению профессиональных заболеваний работников.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований судами отказано обоснованно.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2016 по делу в„– А60-3393/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------