По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2016 N Ф09-10024/16 по делу N А60-11210/2016
Требование: О признании недействительным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что реконструкция здания кафе осуществлена без оформления соответствующих разрешений, без разработки проектной документации; размещение объекта торговли на участке, принадлежащем предпринимателю, не предусмотрено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как строительство , противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. в„– Ф09-10024/16
Дело в„– А60-11210/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кившак Нины Федоровны (далее - заявитель, предприниматель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2016 по делу в„– А60-11210/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Глубоковских Н.В. (доверенность от 21.10.2015).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации муниципального образования город Ирбит (далее - Администрация) в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта, расположенного в г. Ирбите, по ул. Советская, 31б, содержащегося в письме от 29.12.2015 в„– 8834.
Решением суда от 08.06.2016 (судья Смагин К.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права.
Заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок стоит на кадастровом участке с разрешенным использованием "под объект торговли", выдано свидетельство о регистрации права с указанным разрешением использования, в связи с чем полагает, что не подлежат применению не прошедшие регистрацию в государственном кадастровом учете изменения в части определения зонирования земельного участка на основании Правил землепользования города Ирбит от 24.12.2012 в„– 74, изменивших вид разрешенного использования "под объект торговли" на С(О-3) с разрешенным использованием "памятники истории и культуры".
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:44:0101027:273, общей площадью 375 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект торговли (торговый киоск - закусочная) (свидетельство о государственной регистрации права от 23.09.2013 серии 66 АЖ в„– 141458), а также расположенного на нем здания кафе литер А, общей площадью 175,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2011 серии 66 АД в„– 898694). Указанные объекты расположены по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 31б.
Предприниматель 17.12.2015 обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания кафе (строительство пристроя), расположенного в городе Ирбите, по ул. Советская, 31б.
Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию (письмо от 29.12.2015 в„– 8834), мотивировав отказ тем, что реконструкция здания кафе (строительство пристроя) осуществлена самовольно, без оформления соответствующих разрешений и без разработки проектной документации; представленный проект "Реконструкция здания кафе, расположенного по адресу: г. Ирбит, ул. Советская, в„– 31б выполнен в ноябре 2015 года, тогда как пристрой был возведен в сентябре - октябре 2015 года; представленный градостроительный план земельного участка разработан в июне 2010 года, до момента вступления в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования город Ирбит, утвержденных Решением Думы муниципального образования г. Ирбита от 24.12.2012 в„– 74, поэтому не мог служить основанием для проектирования в ноябре 2015 года; земельный участок по ул. Советской, в„– 31-б согласно карте градостроительного зонирования территории МО г. Ирбит отнесен к зоне С(О-З) - зона специального назначения (особо охраняемые объекты местного значения), в отношении которой не установлен вид разрешенного использования - под объект торговли (торговый киоск - закусочная).
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (ч 1. ст. 51 Кодекса).
В силу п. 2 ч. 7 ст. 51 Кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается градостроительный план земельного участка.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Кодекса).
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Кодекса органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 36 Кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 30 названного Кодекса правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 30 названного Кодекса).
В соответствии с подп. 1 ч. 3 ст. 7 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Ирбит, утвержденных решением Думы МО город Ирбит от 24.12.2012 в„– 74 (далее - Правила), объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу настоящих Правил или до вступления в силу изменений в настоящие Правила, являются не соответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты, в том числе имеют вид, виды использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон на карте градостроительного зонирования.
Судами установлено, что согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Ирбит, земельный участок с кадастровым номером 66:44:0101027:273 расположен в территориальной зоне С(О-З) - зона специального назначения (особо охраняемые объекты местного значения), в отношении которой определены следующие виды разрешенного использования: основной вид - памятники истории и культуры, находящиеся в собственности органов местного самоуправления; вспомогательный вид - парки и скверы; условно-разрешенный вид - наземные стоянки автомобилей.
В ч. 2 ст. 8 Правил все изменения не соответствующих объектов, осуществляемые путем изменения видов и интенсивности их использования, строительных параметров, могут производится только в направление приведения их в соответствии с настоящими Правилами. Не допускается увеличивать площадь и строительный объем объектов недвижимости, указанных в подп. 1, подп. 2 ч. 3 ст. 7 настоящих Правил.
Судами установлено, что принадлежащее заявителю на основании свидетельства от 06.06.2011 серии 66 АД в„– 898694 здание кафе по адресу: г. Ирбит, ул. Советская, в„– 31-б, расположено на земельном участке с разрешенным использованием "под объект торговли" (торговый киоск - закусочная), что подтверждается свидетельством от 23.09.2013 серии 66 АЖ в„– 141458 о регистрации права собственности на земельный участок.
Вместе с тем, на момент обращения предпринимателя в Администрацию с заявлением на получение разрешения на строительство, реконструкцию указанного объекта действовали вышеуказанные Правила.
Довод заявителя о неправомерном применении к рассматриваемой ситуации не прошедших регистрацию в государственном кадастровом учете Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Ирбит, утвержденных решением Думы МО город Ирбит от 24.12.2012 в„– 74, правомерно отклонен судами, поскольку Правила являются нормативным документом, порядок принятия и утверждения которых установлен ст. 30 - ст. 33 Кодекса. Судами установлено, что данные Правила опубликованы в установленном порядке ("Восход", в„– 154, 27.12.2012 ("Специальный выпуск"), являются действующими (недействительными в установленном порядке не признаны).
Следовательно, суды пришли к верному выводу о том, что строительство (реконструкция) кафе на спорном земельном участке, находящимся в зоне специального назначения (особо охраняемые объекты местного значения) противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории, установленным Правилами, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2016 по делу в„– А60-11210/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кившак Нины Федоровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------