Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2016 N Ф09-10045/16 по делу N А76-30885/2014
Требование: О признании недействительным постановления об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения.
Обстоятельства: Общество указало, что возможность подключения объектов застройщика без реконструкции тепловых сетей отсутствует, в индивидуальную плату следовало включить расходы на реконструкцию для компенсации негативного влияния на сети.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как суд бездоказательно сделал вывод о незначительности увеличения нагрузки на систему теплоснабжения, не установил, относятся ли расходы на реконструкцию к расходам, направленным на создание технической возможности подключения, и будет ли устранено увеличение давления в обратном трубопроводе после реконструкции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. в„– Ф09-10045/16

Дело в„– А76-30885/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2015 по делу в„– А76-30885/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Колдунова Ю.В. (доверенность от 29.09.2016), Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство) - Миклина Ю.Б. (доверенность от 11.01.2016), Дрыга А.А. (доверенность от 18.01.2016), Просвирин Е.С. (доверенность от 09.06.2016), Симоненко А.В. (доверенность от 11.01.2016);
открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" (далее - общество "СК "Челябинскгражданстрой") - Захарова С.Г.-Э. (доверенность от 30.01.2016).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному комитету "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган) о признании недействительным постановления от 28.11.2014 в„– 50/33 "Об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения для общества "СК "Челябинскгражданстрой".
Решением суда от 11.05.2015 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "СК "Челябинскгражданстрой".
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требование общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод о недостаточности оснований для отнесения на потребителя расходов по восстановлению городских сетей, указав на незначительное увеличение нагрузки тепловой сети, поскольку действующее законодательство не ставит право общества включать в индивидуальную плату за подключение расходы на реконструкцию тепловых сетей в зависимость от значительности негативного влияния такого подключения на состояние тепловых сетей, кроме того суд апелляционной инстанции не обладает специальными познаниями в области теплоснабжения для оценки установленного увеличения нагрузки на тепловую сеть как незначительного; заявка застройщика на подключение жилых домов, в связи с которым возник спор, является одной из многих заявок на подключение новых объектов к системе теплоснабжения города Челябинска; увеличение негативного влияния на тепловые сети города Челябинска по отдельно взятой заявке, возможно, не приведет к значительному ухудшению параметров работы тепловой сети, однако подключение всех объектов по текущим заявкам в совокупности, безусловно, приведет к существенному росту нагрузки на тепловую сеть, которая, как установлено судом апелляционной инстанции, уже работает за пределами допустимых параметров; суммарная нагрузка, подключение которой предполагается к сетям общества, в рамках заявок на подключение, индивидуальная плата по которым оспаривается в спорах, составляет 10,214 Гкал/час.
По мнению общества, вывод судов об отсутствии оснований для отнесения расходов по реконструкции участка тепловой сети на застройщика противоречит Федеральному закону "О теплоснабжении" от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении), постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии").
Заявитель жалобы считает необоснованным довод суда апелляционной инстанции о необходимости представления в тарифный орган инвестиционной программы или ее проекта, ссылаясь на то, что в силу п. 109 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования) при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке; представление инвестиционной программы в соответствии с п. 16 "Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования цен), не требуется; представление инвестиционной программы в тарифный орган предполагается только в рамках рассмотрения тарифа на подключение, устанавливаемого на период регулирования; материалами дела установлено, что инвестиционная программа общества на 2011 - 2012 гг. была отменена в связи с протестом прокуратуры; указанная инвестиционная программа предусматривала источники финансирования тепловых сетей только на указанный период, однако спорная реконструкция не была предусмотрена отмененной инвестиционной программой; вопрос о необходимости представления инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) при рассмотрении тарифным органом вопроса об установлении спорной платы не поднимался, запрос о представлении указанного документа в адрес общества комитет не направлял.
Общество полагает, что при рассмотрении обращения лица, имеющего намерение подключить к системе теплоснабжения здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями к которым непосредственно осуществляется подключение, определяет наличие или отсутствие технической возможности для такого подключения; поскольку из материалов дела следует, что техническая возможность подключения объектов застройщика без проведения реконструкции отсутствует, так как не имеется резерва пропускной способности тепловой сети, общество было праве включить в индивидуальную плату за подключение для застройщика расходы на реконструкцию тепловой сети, необходимую для компенсации негативного влияния подключения объектов застройщика; подключение жилых домов застройщика без проведения реконструкции приведет к невозможности соблюдения обществом параметров качества тепловой энергии.
Министерство и общество "СК "Челябинскгражданстрой" представили отзывы на кассационную жалобу, в котором просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением от 28.11.2014 в„– 50/33 комитетом определена индивидуальная плата за подключение к системе теплоснабжения общества объекта "внутриквартирные тепловые сети к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйская в Ленинском районе г. Челябинска" общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час в размере 207 930 руб. 78 коп.
Полагая, что оспариваемое постановление принято в нарушение требований действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленного требования, исходя из отсутствия оснований для признания недействительным оспариваемого акта и недоказанности обществом обоснованности представленного расчета платы за подключение.
Судами установлено, что 29.08.2014 общество "СК "Челябинскгражданстрой" обратилось с заявлением о подключении к системе теплоснабжения объекта "внутриквартирные тепловые сети к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйская в Ленинском районе г. Челябинска" общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час; 09.10.2014 общество обратилось в тарифный орган с заявлением об открытии дела об установлении индивидуальной платы за подключение указанного объекта в размере 19 979 733 руб. 10 коп. с приложением пояснительной записки, расчета платы за подключение, расчета расходов, обоснования стоимости материалов и работ. В пояснительной записке обществом указано на то, что техническая возможность подключения теплопотребляющих установок объектов общества "СК "Чеябинскгражданстрой" с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час отсутствует, так как не имеется резерва пропускной способности тепловых сетей общества, обеспечивающих передачу необходимого объема тепловой энергии; для обеспечения качественного теплоснабжения существующих потребителей и подключения дополнительно запрашиваемой тепловой нагрузки необходимо проведение следующих мероприятий: реконструкция тепловой сети участка тепломагистрали ЧТЭЦ-1 - ЧТПЗ с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду 700 мм на 2Ду 1000 мм длиной 38 м; врезка теплотрассы 2Ду 200 мм длиной 6 м в ТК-7 тепломагистрали ЧТЭЦ-1 - Новороссийская к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6; при подключении дополнительной нагрузки 4,16 Гкал/час от ТК-7 тепломагистрали ЧТЭЦ-1 - Новороссийская без проведения мероприятий обществом смоделирован гидравлический режим в существующей системе теплоснабжения, согласно которому у существующих потребителей, технологически связанных с точкой подключения дополнительной нагрузки 4,16 Гкал/час, давление в обратном трубопроводе будет выше допустимого, что приведет к повреждению приборов систем отопления существующих потребителей.
В экспертном заключении от 28.11.2014, подготовленном экспертной группой тарифного органа, предложено установить индивидуальную плату в размере 207 930 руб. 78 коп. с учетом гидравлического расчета, подготовленного Российской приборостроительной корпорацией "Системы управления".
Постановлением тарифного органа от 28.11.2014 в„– 50/33 индивидуальная плата за подключение объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой" к системе теплоснабжения общества определена в размере 207 930 руб. 78 коп.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.07.2015 назначено проведение судебной экспертизы.
На разрешение эксперта поставлены вопросы: находится ли место подключения жилых домов в„– 2, 3, 5 и 6 по ул. Бобруйская г. Челябинска к системе теплоснабжения на одном участке (контуре) с местом предполагаемой реконструкции тепловой трассы (увеличения участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф 700 на 2Ф 1000 протяженностью 38 м); окажет ли влияние присоединение к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам в„– 2, 3, 5 и 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час на техническое состояние тепловых сетей, если да, то каким образом; какое влияние на техническое состояние тепловых сетей окажет реконструкция - увеличение диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф 700 мм на 2Ф 1000 мм протяженностью 38 м; если указанное присоединение окажет негативное влияние на состояние тепловых сетей, то будут ли устранены возможные недостатки действиями по реконструкции (увеличение диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф 700 мм на 2Ф 1000 мм протяженностью 38 м).
На основании заключения эксперта в„– 136/2015 и имеющихся в деле доказательств судами установлено, что места подключения объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой" и проведения работ по реконструкции находятся на магистралях разных тепловых источников - ЧТЭЦ-1 и ЧТЭЦ-2; зоны действия (контуры) тепловых источников имеют между собой технологические соединения, но зависимость между ними в соответствии с расчетной схемой теплоснабжения г. Челябинска отсутствует; в связи с проблемами, возникшими при обеспечении тепловой энергией города Челябинск, обществом предпринимались меры к реконструкции сетей, в том числе для перераспределения подачи тепловой энергии и "обратного" давления между контурами ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2; ввиду отсутствия источников финансирования работ по реконструкции и инвестиционной программы сделаны попытки возложить расходы на отдельных потребителей, которые подключаются к тепловым сетям; в расчет стоимости подключения домов, построенных обществом "СК "Челябинскгражданстрой", (контур ТЭЦ-1) включена стоимость работ по замене трубы, относящейся к контуру ТЭЦ-2; отсутствует прямая зависимость между спорным подключением и возникновением обстоятельств, препятствующих теплоснабжению в обоих контурах.
С учетом данных обстоятельств судами сделаны выводы о том, что общее и незначительное увеличение нагрузки, возникающее от подключения домов общества "СК "Челябинскгражданстрой" к тепловым сетям общества, косвенным образом влияет на состояние тепловых сетей в целом, но не может являться достаточным основанием для возложения на общество "СК "Челябинскгражданстрой" расходов по восстановлению городских тепловых сетей; потребляемая подключаемыми жилыми домами тепловая энергия 4,16 г/кал вызывает незначительное повышение давления в обратном трубопроводе на 0,002 МПА; оснований для признания незаконным оспариваемого постановления тарифного органа не имеется.
В соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Согласно ч. 1, 8, 9, 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила регулирования цен (тарифов) определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Пунктом 109 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (п. 110 Основ ценообразования).
В заключении в„– 136/2015 эксперт указал на то, что при присоединении к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час увеличиваются потери напора на технологически связанных трубопроводах магистралей "Новороссийская" и "ЧКПЗ", что приводит к увеличению давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого.
Между тем, суд апелляционной инстанции, не обладая специальными познаниями, ссылаясь на то, что при подключении к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска происходит незначительное увеличение нагрузки, косвенным образом влияющее на состояние тепловых сетей в целом и вызывающее незначительное повышение давления в обратном трубопроводе на 0,002 МПа, не указал, на основании каких доказательств им сделаны данные выводы.
Отвечая на вопрос суда: если присоединение к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам в„– 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска окажет негативное влияние на состояние тепловых сетей, то будут ли устранены возможные недостатки действиями по реконструкции (увеличение диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф 700 мм на 2Ф 1000 мм протяженностью 38 м), эксперт указал на то, что "выполнение мероприятий по увеличению проходного сечения на участке тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" между коллектором и ТК-6 направлено на увеличение пропускной способности".
Таким образом, ответ на поставленный судом вопрос от эксперта не получен.
Поскольку судами не установлены обстоятельства, имеющие значение при разрешении возникшего между сторонами спора, судебные акты, принятые по делу, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам на основании исследования и оценки доказательств следует установить, относятся ли расходы общества по реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду 700 мм на 2Ду 1000 мм протяженностью 38 м, учтенные им при расчете платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке для общества "СК "Челябинскгражданстрой", к расходам, указанным в п. 110 Основ ценообразования и необходимым для создания технической возможности подключения объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой" к тепловой сети; будет ли устранено увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого, установленное экспертом, в результате реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду 700 мм на 2Ду 1000 мм протяженностью 38 м.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2015 по делу в„– А76-30885/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ


------------------------------------------------------------------