По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2016 N Ф09-9951/16 по делу N А07-114/2016
Требование: О признании недействительным решения о резервировании земель в границах городского округа для муниципальных нужд в части резервирования земельного участка.
Обстоятельства: Собственник нежилых строений на участке полагал, что возможность изъятия участка уполномоченным органом утрачена, его резервирование незаконно и препятствует выкупу участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок расположен частично в границах красных линий, решение о его резервировании принято в соответствии с действующим законодательством и документами территориального планирования, закон, предусматривающий предельный срок действия проекта планировки территории, вступил в силу после принятия оспариваемого решения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. в„– Ф09-9951/16
Дело в„– А07-114/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Семеновой З.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу в„– А07-114/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" (далее - общество "КСТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - совет городского округа) о признании недействительным решения от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.04.2016 (судья Кручинина Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Ссылаясь на положения ст. 49, ч. 3 ст. 56.3, п. 1, 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ), а также на дату утверждения постановлением главы Администрации городского округа город Уфа от 08.08.2011 в„– 4537 Проекта планировки территории Лихачевской промзоны, заявитель полагает, что возможность изъятия спорного земельного участка после 08.08.2014 уполномоченным органом была утрачена, вследствие чего резервирование земельного участка в 2015 г., которое возможно только с целью дальнейшего изъятия, является незаконным и нарушает права общества "КСТ" на выкуп арендуемого земельного участка. Кроме того, по мнению заявителя, позиция общества "КСТ" соответствует позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 15.03.2016 в„– ОГ-А23-3093.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 в„– 365-ФЗ) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В соответствии с п. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2 ст. 42 названного Кодекса).
В силу ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу "КСТ" на праве собственности принадлежат нежилые строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020310:97, общей площадью 18 177 кв. м, расположенном по адресу: г. Уфа, Калининский р-н, ул. Индустриальное Шоссе, д. 36, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 15.02.2012 серии 04АГ в„– 657134, от 22.08.2013 серии 04АД в„– 662196, от 22.08.2013 серии 04АД в„– 662798, от 22.08.2013 серии 04АД в„– 662799, от 22.08.2013 серии 04АД в„– 663450, от 22.08.2013 серии 04АД в„– 662195.
На основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 25.09.2013 в„– 1863 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "КСТ" (арендатор) 06.11.2013 заключен договор аренды земельного участка в„– М273-13, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020310:97 общей площадью 18 177 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский р-н, ул. Индустриальное Шоссе, д. 36, для эксплуатации административных и производственно-складских помещений, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору (пункт 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 25.09.2013 по 25.09.2018 (пункт 3.1 договора).
Государственная регистрация указанного договора подтверждена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2015 в„– 90-13198059.
Решением Совета городского округа от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - решение о резервировании) зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7822 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд.
Срок резервирования установлен до 01.01.2019.
Общество "КСТ" 26.06.2015 обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97 общей площадью 18 177 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное Шоссе, д. 36, в собственность без проведения торгов в порядке ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление письмом от 13.07.2015 в„– 17832 отказало заявителю в предоставлении в собственность указанного земельного участка с указанием на нахождение земельного участка в границах красных линий и в связи с его резервированием для муниципальных нужд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 в„– 4537 утвержден Проект планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На основании указанного документа территориального планирования принято решение о резервировании, в числе прочих, земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97. Согласно приложению в„– 2 к решению от 28.01.2015 в„– 41/6 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020310:97 отражен в разделе "Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель" в составе указанного выше проекта планировки.
Исследовав представленную в материалы дела схему границ проекта планировки территории, утвержденного постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011 в„– 4537, суды установили, что указанный земельный участок расположен частично в границах красных линий.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды признали, что оспариваемое решение от 28.01.2015 в„– 41/6 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97 принято органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и согласно документам территориального планирования.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "КСТ" требований о признании недействительным решения от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:97.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Ссылка общества "КСТ" на позицию Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенную в письме от 15.03.2016 в„– ОГ-А23-3093, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанная позиция, основана на нормах Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующих с 01.04.2015.
Довод общества "КСТ" об отсутствии в ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ каких-либо специальных условий для применения введенной в действие указанным законом нормы ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации об установлении предельного срока (три года со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения) для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку Федеральный закон от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ вступил в силу с 01.04.2015, то есть после принятия оспариваемого решения о резервировании.
Кроме того, норма ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации корреспондируется с нормой п. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении предельного срока действия проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов (три года со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов), также введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ. При этом согласно п. 15 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ положения ч. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 по делу в„– А07-114/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карго Сторидж Транспортэйшн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------