По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2016 N Ф09-9899/16 по делу N А76-4094/2016
Требование: О взыскании с РФ убытков, связанных с предоставлением жилого помещения инвалиду.
Обстоятельства: Во исполнение судебного акта орган местного самоуправления предоставил инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, исключающего совместное проживание граждан в одной квартире, жилое помещение по договору социального найма.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на дату постановки инвалида на учет право на получение жилья было установлено федеральным законом, расходные обязательства возникли у РФ, понесенные органом местного самоуправления расходы не возмещены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. в„– Ф09-9899/16
Дело в„– А76-4094/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2016 по делу в„– А76-4094/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация города Челябинска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1 266 000 руб., связанных с предоставлением жилого помещения.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Маркина Ольга Владимировна (далее - Маркина О.В.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2016 (судья Пашкульская Т.Д.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки в сумме 1 266 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 (судьи Столяренко Г.М., Матвеева С.В., Хоронеко М.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, Федеральным законом от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ) полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, заявитель отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 в„– 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов, которые предусматривают целевой характер субвенций на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов. Министерство финансов полагает, что Российской Федерацией исполнены взятые на себя обязательства перед субъектом Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию соответствующих полномочий по обеспечению жильем инвалидов, при этом претензии субъекта Российской Федерации (Челябинской области) относительно непоступления субвенций отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Челябинска от 29.08.2012 по делу в„– 2-2862/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Маркиной Ирине Юрьевне (далее - Маркина И.Ю.) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Челябинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Указанным судебным актом установлено, что Маркина И.Ю., 1994 г.р. является инвалидом 2 группы с детства, страдает психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378, а также в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 в„– 817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Маркина И.Ю. с 16.08.2002 состоит на учете в Администрации Ленинского района г. Челябинска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, который формируется в той же последовательности, в которой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Во исполнение решения Советского районного суда г. Челябинска от 29.08.2012 по делу в„– 2-2862/2012 Администрацией принято распоряжение от 15.07.2013 в„– 4055 о предоставлении жилого помещения Маркиной И.Ю.
Между главой Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, действующим от имени муниципального образования "Город Челябинск" (наймодатель) и Маркиной И.Ю. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения от 17.09.2013 в„– 606-д, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, - однокомнатную квартиру общей площадью 32,2 кв. м, расположенную по адресу: <...>, для проживания в нем. Квартира передана Маркиной И.Ю. по акту от 17.09.2013.
Согласно отчету об оценке от 12.11.2013 в„– 13/4, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Эксперт", рыночная стоимость указанной квартиры по состоянию на 28.10.2013 составила 1 266 000 руб.
Администрация, ссылаясь на то, что вследствие исполнения судебного решения - предоставления инвалиду Маркиной И.Ю. квартиры, муниципальное образование понесло убытки в сумме 1 266 000 руб., составляющей стоимость квартиры, которые не компенсированы за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу ст. 7, п. "в", "з" ст. 71, ч. 3 ст. 75, п. "а" ч. 1 ст. 114, ст. 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 40.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании ст. ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
Из положений п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 следует, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, решением Советского районного суда г. Челябинска от 29.08.2012 по делу в„– 2-2862/2012 установлено, что Маркина И.Ю., являясь инвалидом с детства, состоящая на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 16.08.2002, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предоставленное Маркиной И.Ю. жилое помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 65-а, выбыло из собственности муниципального образования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.04.2015.
В отчете об оценке от 12.11.2013 в„– 13/4, представленном Администрацией, рыночная стоимость квартиры по состоянию на 28.10.2013 составляла 1 266 000 руб., при этом доказательства иной стоимости квартиры в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решение Советского районного суда г. Челябинска от 29.08.2012 по делу в„– 2-2862/2012 01.01.2005, распоряжение Администрации от 15.07.2013 в„– 4055в, договор социального найма жилого помещения от 17.09.2013 в„– 606-д, отчет об оценке от 12.11.2013 в„– 13/4, принимая во внимание, что доказательств выделения органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых средств в объеме, достаточном для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, ответчиком не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование, в связи с реализацией меры социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, понесло убытки в размере стоимости предоставленного жилого помещения, обязанность по компенсации которых возложена на Российскую Федерацию.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования Администрации, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации 1 266 000 руб. в качестве компенсации убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения Маркиной И.Ю.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Российская Федерация исполнила обязательства перед субъектом по выделению субвенций на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов, отклоняется, поскольку являлся предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции указал, что поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены. Учитывая, что Маркина И.Ю. в лице своего представителя Маркиной О.В. не обращалась за предоставлением субсидии на приобретение жилья, а обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди, перечисленные бюджету субъекта субвенции не могут быть направлены на возмещение указанных расходов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что Российская Федерация, установив законодательно меру социальной поддержки в виде предоставления инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне очереди жилых помещений, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки. Таким образом, расходные обязательства в рассматриваемом случае возникли именно у Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам права, которые подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2016 по делу в„– А76-4094/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------