По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2016 N Ф09-9789/16 по делу N А07-8159/2016
Требование: О признании незаконным отказа в кадастровом учете земельного участка, обязании осуществить учет.
Обстоятельства: Отказ обоснован тем, что размер участка менее установленного предельного минимального размера участка для жилой зоны, в которой он расположен.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, удовлетворяя требование, не учли, что испрашиваемый вид разрешенного использования не предусмотрен правилами землепользования и застройки для жилой зоны ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного, несоблюдение названных правил является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. в„– Ф09-9789/16
Дело в„– А07-8159/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2016 по делу в„– А07-8159/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, назначенном на 10.11.2016 10:00, принял участие представитель кадастровой палаты - Чувашев И.Ю. (доверенность от 26.10.2015 в„– 184).
После объявленного перерыва в судебном заседании 17.11.2016 принял участие тот же представитель кадастровой палаты.
Акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения кадастровой палаты от 26.02.2016 в„– Ф/16-19818 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 площадью 416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, ул. Ухтомского; возложении на кадастровую палату обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета указанного земельного участка согласно межевому плану от 24.02.2016 на основании заявления от 24.02.2016 в„– 30-3018097.
Решением суда от 06.06.2016 (судья Кручинина Н.Е.) заявление удовлетворено частично, признано незаконным решение кадастровой палаты от 26.02.2016 в„– Ф/16-19818 в части отказа в осуществлении государственного кадастрового учета вновь образуемого земельного участка с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 площадью 416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, ул. Ухтомского, по основанию несоответствия земельного участка установленному предельному минимальному размеру. В удовлетворении остальной части заявления судом отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить в части признания незаконным решения от 26.02.2016 в„– Ф/16-19818, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Заявитель указывает на то, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принято им в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ), так как размер подлежащего образованию земельного участка площадью 416 кв. м не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 в„– 7/4 (далее - Правила землепользования и застройки), которыми предусмотрен минимальный размер земельных участков, расположенных в зоне Ж-3 в размере 0,14 га.
Заявитель также ссылается на то, что ни межевой план, ни решение об утверждении схемы расположения земельного участка от 29.12.2015 в„– 1045 не содержали информацию о виде разрешенного использования земельного участка; такой вид разрешенного использования, как "для организации доступа к зданию", не предусмотрен в качестве основного, условно-разрешенного или вспомогательного вида использования для территориальной зоны Ж-3, поэтому отсутствовали основания для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Кадастровая палата указывает на то, что вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен только в дополнение к основному виду разрешенного использования.
Кроме того, кадастровая палата ссылается на несоответствие представленных обществом документов по форме требованиям Федерального закона в„– 221-ФЗ, а именно: межевой план, представленный в виде XML-документа, является непригодным для использования в целях осуществления регистрационных действий.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора аренды земельного участка от 31.12.2014 в„– 1369-14, заключенного между Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществом, заявитель является арендатором земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, кадастровый номер 02:55:050321:46, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, ул. Ухтомского, 17/1, площадь 612 кв. м, занимаемого административным зданием.
На основании заявления общества от 19.11.2015 решением Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.12.2015 в„– 1045УС утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 в территориальной зоне Ж-3 площадью 416 кв. м по ул. Ухтомского в Демском р-не г. Уфы Республики Башкортостан.
Согласно заявлению общества от 19.11.2015, адресованному Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, целью использования земельного участка является обеспечение доступа к административному зданию.
На основании утвержденной схемы образуемого земельного участка с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 площадью 416 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский р-н, ул. Ухтомского, кадастровым инженером Ильясовой А.С. 24.02.2016 подготовлен межевой план.Решением кадастровой палаты от 26.02.2016 в„– Ф/16-19818 заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 в связи с тем, что площадь земельного участка, заявленного к постановке на кадастровый учет в размере 416 кв. м, не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельного участка для зоны Ж-3, который в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Уфы равен 0,14 га. Дополнительно в решении кадастровой палатой указано на наличие предусмотренного п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона в„– 221-ФЗ основания для приостановления государственного кадастрового учета в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного Закона, а именно: представленный в виде XML-документа межевой план не соответствует приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.12.2011 в„– П/501 "Об организации работ по реализации Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 в„– 75", а также Порядку представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки в форме электронных документов", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.11.2013 в„– 662 (в редакции приказов Росреестра от 26.02.2012 в„– П/262, от 21.09.2012 в„– П423, от 17.12.2012 в„– П/580, от 25.06.2013 в„– П/237).
Общество, полагая, что указанное решение кадастровой палаты является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные обществом требования в части признания отказа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что образованный земельный участок имеет вспомогательный вид разрешенного использования из числа предусмотренных для территориальной зоны Ж-3; предназначен для обеспечения доступа к административному зданию заявителя; доказательств его использования для многоэтажного строительства в соответствии с основными видами разрешенного использования участка территориальной зоны не имеется, в силу чего установленные Правилами землепользования и застройки минимальные размеры образуемых земельных участков для определения площади спорного участка неприменимы. С учетом того, что основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет послужили помимо оспариваемых иные причины, обусловленные недостатками межевого плана, суд посчитал невозможным восстановление прав заявителя путем возложения на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", Правила землепользования и застройки, являясь документом территориального планирования, не могут считаться нормами, которые в силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ, являются основанием для отказа в постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет.
На основании п. 9 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков в процессе их застройки. Вместе с тем земельный участок с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050321:46 площадью 612 кв. м, имеющего вид разрешенного использования "занимаемый административным зданием", в связи с чем установленные Правилами землепользования и застройки минимальные размеры земельных участков неприменимы к спорному земельному участку. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что формирование земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры которых не соответствуют градостроительному регламенту, не противоречит нормам ч. 8 ст. 36, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и абз. 4 п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также согласился с выводом суда первой инстанции о том, что заявленный к постановке на кадастровый учет земельный участок имеет вспомогательный вид разрешенного использования, что также не позволяет распространить на него ограничения, предусмотренные Правилами землепользования и застройки в части минимальных размеров земельных участков. Суд указал, что ст. 42, ч. 3 ст. 43.1 названных Правил предусмотрена возможность использования земельных участков под автостоянки в качестве вспомогательного вида разрешенного использования. Таким образом, с учетом отсутствия ограничений, предусмотренных для спорного земельного участка федеральным законодательством, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа кадастровой палаты.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом в„– 221-ФЗ.
В силу положений ч. 3 ст. 1 Федерального закона 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных указанным Законом, сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона в„– 221-ФЗ к числу сведений об уникальных характеристиках земельного участка относятся, в том числе, сведения об описании местоположения и площади земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона в„– 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости.
На основании подп. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ регистрирующий орган принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как было указано выше, общество, обращаясь в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением от 19.11.2015, просило утвердить схему расположения земельного участка площадью 416 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ухтомского. В качестве цели использования заявителем указано: "для обеспечения доступа к административному зданию". Из материалов дела следует, что данный земельный участок необходим обществу для обеспечения доступа к зданию, расположенному по адресу: г. Уфа, Демский р-н, ул. Ухтомского, 17/1, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050321:46, арендуемом обществом на основании договора от 31.12.2014 в„– 1369-4.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 в„– 7/4, спорный земельный участок расположен в зоне Ж-3, предназначенной для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше шести этажей. Минимальный размер земельного участка, допустимый для зоны Ж-3, установлен в размере 0,14 га.
Рассмотрев представленные обществом документы: заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 24.02.2016 в„– 30-3018097 (отмечено в решении от 26.02.2016 об отказе в осуществлении кадастрового учета, в материалах дела отсутствует); межевой план от 24.02.2016, кадастровой палатой принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на положения подп. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ в силу того, что площадь образуемого земельного участка (416 кв. м) не соответствует предельному минимальному размеру, предусмотренному градостроительной документацией (0,14 га).
Поддерживая вывод суда первой инстанции о незаконности данного основания отказа в осуществлении кадастровом учета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Правила землепользования и застройки не могут считаться нормами, которые в силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ являются основанием для отказа в постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет.
Данный вывод не может быть признан судом кассационной инстанции верным по следующим основаниям.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки установлено, что они вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, для создания устойчивого развития города, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, градостроительные регламенты (п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 9 ст. 1 указанного Кодекса градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Таким образом, выбор вида разрешенного использования земельного участка и установление его площади с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов, противоречащих Правилам землепользования и застройки, влечет нарушение публичных прав городского округа на развитие территории в соответствии с зонированием.
На основании изложенного действующие на соответствующей территории Правила землепользования и застройки, являющиеся нормативным актом, содержащие градостроительные регламенты, подлежат обязательному применению при разрешении вопроса о наличии правовых оснований для постановки земельного участка на кадастровый учет, а их несоблюдение является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что земельный участок с условным номером 02:55:050321:ЗУ1 (площадью 416 кв. м) образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050321:46 площадью 612 кв. м, имеющего вид разрешенного использования "занимаемый административным зданием", не содержит обоснования таких выводов и противоречит представленным в материалы дела доказательствам (заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка от 19.11.2015, межевому плану, схеме расположения земельного участка, решению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 29.12.2015), а также не следует из доводов заявителя при обращении в суд с заявленными требованиями об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что формирование земельных участков, предельные размеры которых не соответствуют градостроительному регламенту, не противоречит нормам ч. 8 ст. 36, ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть признана правильной с учетом отсутствия обоснования судом того обстоятельства, что этот земельный участок является выделившимся из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050321:46 площадью 612 кв. м.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что установленные Правилами землепользования и застройки минимальные размеры образуемых земельных участков для определения площади спорного земельного участка неприменимы в связи с тем, что данный участок имеет вспомогательный вид разрешенного использования из числа предусмотренных для территориальной зоны Ж-3 (предназначен для обеспечения доступа к административному зданию).
Данный вывод также не может быть признан обоснованным судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 11 ст. 3 Правил землепользования и застройки вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные Правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
Из системного анализа положений ст. 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 16 и 22 Федерального закона в„– 221-ФЗ следует, что кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а вид разрешенного использования земельных участков должен соответствовать видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом.
Таким образом, вывод судов о том, что спорный земельный участок имеет вспомогательный вид разрешенного использования, что исключает возможность применения к нему положений Правил землепользования и застройки в части требований к минимальным размерам земельного участка в зоне Ж-3, предназначенной для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше шести этажей, является ошибочным.
Рассматривая данный спор, суд апелляционной инстанции не дал оценку доводам кадастровой палаты, изложенным в апелляционной жалобе, о том, что испрашиваемый обществом вид разрешенного использования (для организации доступа к зданию) не предусмотрен Правилами землепользования и застройки ни в качестве основного, ни условно разрешенного, что исключает постановку его на кадастровый учет.
При этом следует отметить, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с условным номером ЗУ1 площадью 416 кв. м является вновь образуемым, однако на него не распространяются требования Правил землепользования и застройки в связи с тем, что для него установлен вспомогательный, а не основной вид разрешенного использования.
Обращаясь с апелляционной жалобой, кадастровая палата ссылалась на отсутствие возможности установления вида разрешенного использования заявленного к регистрации земельного участка; такой вид разрешенного использования как "для доступа к зданию" не предусмотрен для указанной территориальной зоны; выбор вспомогательного вида разрешенного использования возможен лишь в дополнение к основному, в связи с чем размер вновь образуемого земельного участка должен соответствовать Правилам землепользования и застройки.
Поскольку суд апелляционной инстанции установил, что указанный земельный участок образован путем выделения его из земельного участка с кадастровым номером 02:55:050321:46, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что для проверки доводов, изложенных кадастровой палатой в апелляционной жалобе, а также для установления обстоятельств образования спорного земельного участка необходимо дополнительное исследование соответствующих обстоятельств, постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении, с учетом изложенного судом кассационной инстанции в мотивировочной части настоящего постановления, суду надлежит установить, в каком порядке образован спорный земельный участок; установить возможность либо отсутствие оснований для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка на основании заявления общества о постановке его на кадастровый учет от 24.02.2016 в„– 30-3018097 и рассмотреть спор в соответствии с заявленными требованиями и возражениями сторон, обосновав соответствующий вывод ссылками на нормы права и доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 по делу в„– А07-8159/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------