Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.11.2016 N Ф09-9775/16 по делу N А60-62250/2015
Требование: О признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Обстоятельства: Управляющей организации предписано устранить нарушения в сфере содержания жилых домов и предоставления коммунальных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое предписание содержит информацию о выявленных нарушениях, отраженные в нем мероприятия базируются на требованиях закона, формулировки доступны для понимания относительно действий, направленных на устранение нарушений. Обязание инициировать проведение общего собрания собственников помещений не нарушает права организации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. в„– Ф09-9775/16

Дело в„– А60-62250/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - общество, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2016 по делу в„– А60-62250/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) - Корольков Е.А. (доверенность от 08.02.2016).

ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента от 07.12.2015 в„– 29-05-06-898.
Решением суда от 13.04.2016 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Считает, что орган государственного жилищного надзора вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, возложив на управляющую компанию в п. 12 предписания обязанность провести общее собрание по вопросу установки поливочного крана на системе холодного водоснабжения, установки в подвальном помещении кладовой для садового инвентаря в соответствии с нормативной документацией, не предусмотренную жилищным законодательством. Частью 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (с учетом последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ) предусмотрено право инициативы управляющей организации на созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем пунктом 12 оспариваемого предписания в его буквальном понимании на заявителя возложена обязанность именно по проведению общего собрания, которое согласно ч. 6 ст. 45 ЖК РФ включает в себя, в том числе, и обязанность по оформлению необходимых документов по результатам проведения этого общего собрания, а также обеспечения их доведения до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном ч. 3 ст. 46 ЖК РФ. Общество также указывает, что только при наличии письменного обращения собственников помещений МКД, при этом обладающих не менее чем десятью процентами голосов, в управляющую организацию, у последней возникает обязанность проведения общего собрания. Правила ч. 7 ст. 45 ЖК РФ, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 6 ст. 45 ЖК РФ, не предусматривают такой обязанности в отношении управляющей компании. Таким образом, пункт 12 предписания незаконен, поскольку возлагает на ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обязанность проведения общего собрания в тех случаях, когда такая обязанность не предусмотрена действующим законодательством. Заявитель считает, что судами дана ненадлежащая правовая оценка доводам о незаконности выданного предписания в связи с тем, что оно не отвечает установленным требованиям. Предписание должно содержать конкретные нормы права, которые нарушены лицом, в отношении которого выдано предписание. Отсутствие такой нормы права влечет недействительность выданного предписания. Вместе с тем предписание Департамента содержит лишь общие формулировки без указания нарушенных обществом норм.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от 23.11.2015 в„– 29-05-04-750 с целью рассмотрения обращений жителей жилых домов в„– 9, 10, 25, 19/1, 41 по ул. Советская, в„– 3/2 по пер. Асбестовский в г. Екатеринбурге в отношении ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" проведена внеплановая выездная проверка содержания общего имущества и соблюдения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в части соблюдения требований обеспечения надлежащего содержания общего имущества и качества предоставления коммунальных услуг в указанных многоквартирных домах.
В ходе проверки в деятельности общества выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2009 в„– 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Результаты проверки отражены в акте в„– 29-05-05-898 от 07.12.2015 и послужили основанием для выдачи обществу предписания от 07.12.2015 в„– 29-05-06-898 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Полагая, что данное предписание является незаконным, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Департамент наделен полномочиями по осуществлению регионального жилищного надзора, следовательно, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Суды установили, что проверка была проведена Департаментом в связи с обращениями и жалобами граждан по поводу ненадлежащего содержания управляющей компанией многоквартирных жилых домов по указанным выше адресам, факты нарушений нашли подтверждение в ходе проведенной проверки. Выявленные в ходе проверки нарушения жилищного законодательства отражены в акте проверки.
Доказательств, опровергающих выводы Департамента об имеющихся нарушениях в сфере содержания домов и предоставления коммунальных услуг, не имеется.
Относительно содержания оспариваемого предписания судами отмечено, что отсутствие в предписании ссылок на конкретные пункты Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 в„– 170, а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354, не является таким нарушением, которое однозначно влечет вывод о его незаконности; предписание содержит информацию о том, что ЗАО "УЖК "Урал-СТ" нарушены требования ст. 161, 162 ЖК РФ, что соответствует действительности, поскольку в этих статьях установлена обязанность управляющей организации выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судами исследованы формулировки мероприятий по устранению нарушений на предмет их соответствия требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил предоставления коммунальных услуг и установлено, что отраженные в предписании мероприятия по устранению нарушений базируются на требованиях указанных нормативных актов.
Поскольку в ходе проверки установлено, что обязательные требования к порядку содержания жилых домов и порядку предоставления коммунальных услуг не соблюдаются управляющей компанией, суды пришли к правомерному выводу о том, что предписание выдано при наличии законных оснований.
Судами также отмечено, что все выявленные нарушения порядка содержания жилых домов перечислены в акте проверки от 07.12.2015 в„– 29-05-05-898, изложены в предписании, являются конкретными и понятными; содержащиеся в нем формулировки доступны для понимания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что общество является профессиональным участником рынка услуг по управлению жилищным фондом, его представители присутствовали при проверке, соответственно, общество не могло не знать о допущенных им нарушениях при осуществлении лицензируемой деятельности.
Относительно довода о незаконном возложении на общество обязанности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме суд апелляционной инстанции указал следующее.
В ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ч. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ).
В ч. 1, 2 ст. 36 ЖК РФ также указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и, в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 7 ст. 45 ЖК РФ, действующей с 30.06.2015, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из п. 4 ст. 45 ЖК РФ, собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В Письме Министерства строительства Российской Федерации от 28.08.2015 в„– 27535-ОЛ/04 содержатся следующие разъяснения: из взаимосвязанных положений части 4 и части 7 статьи 45 ЖК РФ следует, что инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник (и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом ЖК РФ возлагает на указанных лиц, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязанность по осуществлению всех необходимых процедур.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ, договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию возложена, в том числе, обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Учитывая изложенное, поскольку управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и является лицом, действующим в данных отношениях в интересах собственников помещений, управляющая компания правомочна предложить собственникам помещений в доме в„– 19/1 по ул. Советская в г. Екатеринбурге включить в повестку общего собрания вопрос установки поливочного крана на системе холодного водоснабжения, установки в подвальном помещении кладовой для садового инвентаря в соответствии с нормативной документацией, то есть инициировать проведение общего собрания собственников.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что оспариваемым предписанием Департамент не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для общества; управляющей организации необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом.
Исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, управляющая организация вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости. Суд установил, что в данном случае такая необходимость была, что следует из жалобы собственников указанного дома, обращавшихся в адрес управляющей компании за необходимыми согласованиями. Являясь лицом, действующим в интересах собственников помещений, управляющая компания правомочна предложить собственникам, менее юридически грамотными в соответствующих вопросах, проведение такого собрания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание обществу провести (то есть инициировать проведение) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью принятия собственниками названных решений не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы управляющей организации.
Судом также отмечено, что включение п. 1, 8, 21 в предписание было обусловлено многочисленными жалобами собственников на предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и невозможности оценить качество предоставляемых коммунальных услуг, за надлежащее предоставление которых ответственна управляющая организация.
При таких обстоятельствах, установив, что предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 07.12.2015 конкретно и исполнимо; выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные действия, которые необходимо произвести; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; в предписании имеется ссылка на номер и дату акта, адреса проверенных домов, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2016 по делу в„– А60-62250/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------