Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.11.2016 N Ф09-10218/16 по делу N А60-58840/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением испрашиваемых участков за пределами границ горного отвода.
Решение: Требование удовлетворено, так как к заявке были приложены все необходимые документы, но уполномоченным органом в установленный срок данный вопрос по существу рассмотрен не был.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. в„– Ф09-10218/16

Дело в„– А60-58840/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2016 по делу в„– А60-58840/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Серовский завод ферросплавов" (далее - общество "Серовский завод ферросплавов", заявитель) - Сильченко А.В. (доверенность от 16.12.2015 в„– 259).

Общество "Серовский завод ферросплавов" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков площадью 69765 кв. м и 90866 кв. м, расположенных в 2 км юго-западнее поселка Старая Сама Ивдельского Городского округа в аренду общества "Серовский завод ферросплавов" образуемых из земельного участка с кадастровым номером: 66:43:0701006:2354 площадью 205 га, согласно прилагаемой схемы; обязать Территориальное управление области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Серовский завод ферросплавов" и возложении обязанности на Территориальное управление принять решение о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков площадью 69 765 кв. м и 90 866 кв. м, расположенных в 2 км юго-западнее поселка Старая Сама Ивдельского Городского округа и образуемых из земельного участка с кадастровым номером: 66:43:0701006:2354 площадью 205 га в аренду обществу "Серовский завод ферросплавов", согласно прилагаемой схеме (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.03.2016 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Полякова М.А.) решение суда изменено; абзац третий резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Серовский завод ферросплавов". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными. В обоснование доводов кассационной жалобы, Территориальное управление указывает, что оно не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью 10 га, и принятие таких решений выходит за рамки его компетенции.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что общество "Серовский завод ферросплавов" 17.06.2015 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления 2-х земельных участков в аренду обществу, образуемых в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации из земельного участка с кадастровым номером 66:43:0701006:2354 принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, в связи с тем, что ответчик намерен обратиться в порядке подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации за предоставлением дополнительных площадей в аренду.
К названному заявлению были приложены документы: схема расположения земельных участков с географическими координатами; лицензия на право пользования недрами СВЕ в„– 01862 ТЭ; горноотводный акт; план горного отвода; протокол от 31.03.2015 в„– 3; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 20.11.2002; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе от 21.11.2002; выписка из ЕГРЮЛ.
Территориальным Управлением 17.06.2015 направлен в адрес общество "Серовский завод ферросплавов" ответ о невозможности предварительно согласовать предоставление земельных участков обществу "Серовский завод ферросплавов" согласно прилагаемой схеме расположения земельных участков, ввиду нахождения испрашиваемых земельных участков за пределами границ горного отвода.
Обществом "Серовский завод ферросплавов" 11.08.2015 направлено заявление с просьбой повторно рассмотреть заявление от 17.06.2015.
Кроме того, в дополнение к ранее направленным обращениям обществом "Серовский завод ферросплавов" 03.09.2015 направлено заключение об отсутствии (наличии) полезных ископаемых на испрашиваемом участке недр от 02.09.2015 в„– 02-02/1669.
Территориальным управлением 09.09.2015 представлен ответ о направлении заявления обществу "Серовский завод ферросплавов" и сформированного пакета документов в соответствии с требованиями Приказа в„– 1 Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 в Росимущество для рассмотрения и получения соответствующего поручения. Указанные документы с сопроводительным письмом от 11.09.2015 были направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Поскольку Территориальным управлением не принято решение о предварительном согласовании (отказе в согласовании) предоставления земельных участков акционерному обществу "Серовский завод ферросплавов" в аренду, согласно прилагаемой схеме расположения земельных участков, заявитель, полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Кроме того, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
В силу п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 в„– 206-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пункт 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 названного Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 в„– 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что заявителем представлены надлежащие и достаточные документы, суды пришли к обоснованному выводу, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, выразившееся в существенном нарушении срока рассмотрения обращения заявителя от 17.06.2015.
Учитывая данные обстоятельства, суды, правомерно удовлетворили требования заявителя о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков площадью 69765 кв. м и 90866 кв. м, расположенных в 2 км юго-западнее поселка Старая Сама Ивдельского городского округа в аренду открытому акционерному обществу "Серовский завод ферросплавов", образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:43:0701006:2354, площадью 205 га, согласно прилагаемой схеме.
Доводы Территориального управления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы общество "Серовский завод ферросплавов" не требовало предоставления земельного участка 10 га и более. Оба истребуемых земельных участка менее указанной площади и не являются смежными. Исходя из изложенного, предоставление указанных земельных участков входило в полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 по делу в„– А60-58840/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------