По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.11.2016 N Ф09-10245/16 по делу N А60-62629/2015
Требование: О признании недействительным предписания органа государственного автодорожного надзора.
Обстоятельства: Учреждению предписано обеспечить заполнение путевых листов в установленном порядке, проведение контроля технического состояния транспортных средств, организовать учет дорожно-транспортных происшествий, проведение инструктажей водителей, устранить нарушения порядка проведения квалификационной подготовки водителей, назначить должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как учреждение организует перевозку работников и грузов для собственных нужд, в связи с чем обязано соблюдать требования закона в области безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2016 г. в„– Ф09-10245/16
Дело в„– А60-62629/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального автономного учреждения культуры "Екатеринбургский театр кукол" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2016 по делу в„– А60-62629/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) - Бородуллин И.В. (доверенность от 15.11.2016 в„– 1-10/3158);
учреждение - Извеков С.С. (доверенность от 27.11.2015), Загородских В.И. (доверенность от 17.02.2016).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления от 28.10.2015 в„– 1075.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2016 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судебные акты основаны на правовой позиции, заключающейся в том, что положения п. 1, 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон в„– 196-ФЗ) в равной мере распространяются и на учреждение. При этом учреждение полагает, что при анализе названных положений Федерального закона в„– 196-ФЗ можно сделать вывод о том, что законодатель однозначно разграничивает обязанности, возлагаемые на лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и обязанности, возлагаемые на лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (перевозчиков).
В связи с этим заявитель кассационной жалобы указывает на то, что учреждение не является лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа, соответственно, требования приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 в„– 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ в„– 152) не применимы в отношении учреждения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.09.2015 в„– 1075 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении учреждения по вопросам соблюдения требований законодательства при организации перевозочной деятельности при перевозке для собственных нужд.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.10.2015 в„– 1075, вынесено предписание от 28.10.2015 в„– 1075, в соответствии с которым учреждению предписано в срок до 01.12.2015: обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов, указывать наименование и (или) номер путевого листа, заполнять сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами, назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям, провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию; обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе; организовать учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих предприятию (индивидуальному предпринимателю) транспортных средств, путем фиксации установленных фактов в журнале учета дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); устранить нарушения в порядке учета дорожно-транспортных происшествий, организовать ведение журнала учета ДТП; организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств; обеспечить проведение анализа причин и условий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, организовать проведения анализа причин и условий ДТП; организовать процесс доведения до водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей, организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы, организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей; организовать проведение мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП; устранить нарушения порядка проведения квалификационной подготовки водителей, организовать контроль и учет обучения водителей по программам повышения профессионального мастерства (квалификационной подготовки) водителей, провести обучение водителей по программам повышения профессионального мастерства специалистами, имеющими соответствующую квалификацию; назначить приказом по организации должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения; провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения.
Полагая, что названное предписание Управления незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 4 ст. 20 Федерального закона от в„– 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Согласно п. 3 Приказа в„– 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
В соответствии с п. 5 Приказа в„– 152 сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона.
На основании п. 12 Приказа в„– 152 в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и тому подобное). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 в„– 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее - Положение), которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.
Согласно п. 1, 2 Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
В п. 29 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 в„– 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Приказ в„– 7) указано, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах.
Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
В соответствии с п. 6 в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.
В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
На основании п. 3, 15, 16 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 в„– 647, учету подлежат все ДТП. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Владельцы транспортных средств учитывают ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета ДТП владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 в„– 647 владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно п. 18, 19, 21 Приказа в„– 7 вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые, при перевозке детей, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации.
В соответствии с п. 1.6 приложения 2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным, электрическим транспортом, утвержденных Приказом в„– 7, к мероприятиям по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе относится, в том числе мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, а также медицинская помощь (п. 10 ст. 23 Федерального закона в„– 196-ФЗ).
На основании п. 7, 8 Приказа в„– 7 обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей. Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что все пункты оспариваемого предписания вынесены на основании и во исполнение Федерального закона в„– 196-ФЗ, выполнять которые обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Учреждение осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, следовательно, как верно указано судами, обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона в„– 196-ФЗ.
Суды, проанализировав материалы дела, правильно сделали вывод о том, что Управлением зафиксированы нарушения учреждением вышеуказанных правил и норм (акт проверки от 28.10.2015 в„– 1075). Требования Управления, изложенные в предписании, соответствует законодательству.
Все предъявленные в оспариваемом предписании требования направлены на организацию работу водителей и эксплуатацию транспортных средств в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Кроме того, судами верно указано, что оспариваемое предписание выдано Управлением в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2016 по делу в„– А60-62629/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального автономного учреждения культуры "Екатеринбургский театр кукол" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА
------------------------------------------------------------------