Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.11.2016 N Ф09-10126/16 по делу N А07-4303/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, обязании их предоставить.
Обстоятельства: Отказ обоснован тем, что утратили силу нормы, регулирующие льготное предоставление земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как предоставление участков на основании названных норм невозможно ввиду отсутствия их ретроспективного действия, достаточных доказательств несения обществом затрат не представлено, основания для компенсации затрат в виде предоставления испрашиваемых земельных участков отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2016 г. в„– Ф09-10126/16

Дело в„– А07-4303/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр развития перспективных проектов" (далее - общество "Центр развития перспективных проектов") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 по делу в„– А07-4303/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Центр развития перспективных проектов" - Идрисов А.Р. (доверенность от 28.10.2016), Хасанов Р.Ф. (доверенность от 24.02.2016);
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) - Байбулатов И.Р. (доверенность от 23.06.2014 в„– 01-05-1853/13).

Общество "Центр развития перспективных проектов" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) о признании отказа Управления в предоставлении земельных участков, выраженного в письме от 18.01.2016 в„– 15656, незаконным; обязании Управления в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу предоставить в собственность общества "Центр развития перспективных проектов" земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:011106:83 площадью 29 755 кв. м и 02:55:010503:33 площадью 2 403 кв. м.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 (судья Харисов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации, выраженный в письме Управления от 18.01.2016 в„– 15656, в предоставлении обществу "Центр развития перспективных проектов" в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:011106:83. площадью 29 755 кв. м и 02:55:010503:33. площадью 2 403 кв. м. Суд обязал Администрацию в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить обществу "Центр развития перспективных проектов" в собственность указанные земельные участки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных обществом "Центр развития перспективных проектов" требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Центр развития перспективных проектов", ссылаясь на неправильное применение судом норм п. 10 ст. 3, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ (далее - Вводный закон), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции необоснованно придано приоритетное значение положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом положения Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона, предусматривающие возможность предоставления земельного участка, являются специальными нормами, применяемыми к рассматриваемым отношениям. Заявитель указывает, что федеральным законодательством не предусмотрен перечень исключительных оснований, при которых органу местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками из числа неразграниченных земель, находящихся в пределах муниципального образования, также не предусмотрены и исключения, которые препятствовали бы распоряжению земельных участков, являющихся предметом спора. Общество "Центр развития перспективных проектов", ссылаясь на положения Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з), полагает, что на территории Республики Башкортостан лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирного дома, включенного в перечень проблемных объектов, земельные участки предоставляются бесплатно, причем указанные положения применяются как для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, так и для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, заявитель отмечает, что непринятие уполномоченным органом местного самоуправления городского округа город Уфа аналогичного порядка предоставления земельных участков не означает отсутствие соответствующего основания и права на предоставление земельных участков заявителю. Общество "Центр развития перспективных проектов" считает, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 в„– 46 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" (далее - постановление от 05.02.2014 в„– 46) должно применяться по аналогии к правоотношениям по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поскольку уже применялось в отношении общества при предоставлении иных земельных участков. Заявитель полагает, что факт несения затрат по проведению работ по завершению строительства многоквартирного дома доказан надлежащим доказательством в соответствии с положениями постановления от 05.02.2014 в„– 46. Заявитель также ссылается на необоснованные выводы суда об отсутствии доказательств, подтверждающих факт затрат, поскольку возможность предоставления необходимых документов заявителю предоставлена не была. Общество "Центр развития перспективных проектов" обращает внимание, что право требования компенсации возникает с момента получения заключения уполномоченного органа о подтверждении факта затрат, а именно с 21.03.2014, а не с момента подачи заявления о предоставлении земельных участков в собственность (13.11.2015).

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации от 29.11.2011 в„– 6974 муниципальному унитарному предприятию "Центр недвижимости" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - предприятие "Центр недвижимости") было поручено завершение строительства проблемного объекта "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения в микрорайоне "Инорс-7" по ул. Георгия Мушникова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В соответствии с заключением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 21.03.2014 в„– 12-11/0095 о подтверждении выполненных объемов и произведенных затрат предприятием "Центр недвижимости" на объекте: "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения в микрорайоне "Инорс-7" по ул. Георгия Мушникова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", сумма произведенных затрат на завершение строительства объекта составила 225 607 424 руб. 48 коп.
Договором уступки прав требования в„– 031-14 от 23.04.2014 предприятие "Центр недвижимости" с согласия Администрации, выраженного в постановлении от 23.04.2014 в„– 1664, уступило права требования компенсации затрат лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов Республики Башкортостан, обществу "Центр развития перспективных проектов".
Согласно постановлению Администрации от 18.06.2014 в„– 2620 обществу "Центр развития перспективных проектов" были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:020614:540, 02:55:020614:541, 02:55:020614:543, 02:55:020614:539, 02:55:020614:542, 02:55:020614:530, 02:55:020614:529, 02:55:020614:538, 02:55:020614:537.
Общество "Центр развития перспективных проектов" обратилось в Управление с письмом от 13.11.2015 в„– 9 о предоставлении земельных участков с кадастровым номером 02:55:011106:83 (г. Уфа, Кировский р-н, ул. Бельская, площадь участка 29 755 кв. м) и с кадастровым номером 02:55:010503:33 (г. Уфа, Советский р-н, ул. 50-летия Октября, площадь участка 2 403 кв. м), указывая, что общество имеет право требования компенсации в сумме 70 079 424 руб. 48 коп. в счет возмещения расходов на завершение строительства проблемных жилых домов.
Управление направило обществу "Центр развития перспективных проектов" письмо от 18.01.2016 в„– 15656, из которого следует, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 28.05.2015 в„– 225-з "О внесении изменений в закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 28.05.2015 в„– 225-з), постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 в„– 126 "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан, нормы, регулирующие льготное предоставление земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов Республики Башкортостан, утратили силу, основания для предоставления земельных участков истцу отсутствуют.
Общество "Центр развития перспективных проектов", ссылаясь на то, что в счет оставшейся части компенсации затрат общества, понесенных в связи с окончанием строительства жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения, у Администрации возникла обязанность по предоставлению в собственность истца земельных участков, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению земельных участков в собственность общества "Центр развития перспективных проектов" в качестве компенсации расходов на завершение строительства проблемных жилых домов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно постановлению от 05.02.2014 в„– 46 в период с 05.02.2014 по 13.05.2015 на территории Республики Башкортостан установлен особый порядок предоставления земельных участков в собственность застройщика в качестве компенсации его затрат на завершение строительства проблемных жилых домов.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. по состоянию на 31.03.2014) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п. 1, 3 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из преамбулы Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з следует, что он регулирует отношения по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, и принят в развитие норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з (в ред. от 01.07.2013) земельные участки предоставляются бесплатно лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан.
Таким образом, названным законом предусмотрено право на получение в собственность земельных участков в счет компенсации строительства проблемного жилья в Республике Башкортостан.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции установил, что обязательство Администрации перед заявителем носит компенсационный характер, однако, учитывая, что правоотношения сторон обусловлены публичными полномочиями органа местного самоуправления в сфере земельных отношений, данное обязательство не является гражданско-правовым, в связи с чем не подлежит регулированию нормами частноправового характера.
Из материалов дела усматривается, что общество "Центр развития перспективных проектов", ссылаясь на постановление от 05.02.2014 в„– 46, обратилось в орган местного самоуправления с заявлением от 13.11.2015 о предоставлении обществу в собственность земельных участков с кадастровым номерами 02:55:011106:83 площадью 29 755 кв. м и 02:55:010503:33 площадью 2 403 кв. м в порядке компенсации некомпенсированных затрат в сумме 70 079 424 руб. 48 коп., понесенных на завершение строительства проблемного многоквартирного дома, при этом основанием компенсации понесенных затрат общество "Центр развития перспективных проектов" связывает с выдачей заключения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 21.03.2014 о размере понесенных застройщиком затрат.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. по состоянию на 13.11.2015) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 11.1 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з (в ред. от 01.07.2013) Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан.
До 13.05.2015 в Республике Башкортостан такой порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан был утвержден постановлением от 05.02.2014 в„– 46, согласно п. 1.2 которого настоящий Порядок применяется при принятии решений по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан. Вместе с тем положения пункта 1.2 постановления от 05.02.2014 в„– 46 (в редакции до внесения в него изменений постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2014 в„– 428) также распространялись на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 02:55:011106:83 является собственностью муниципального образования городской округ город Уфа.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений пп. 4 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з, во взаимосвязи с п. 2 постановления от 05.02.2014 в„– 46 органам местного самоуправления в Республике Башкортостан рекомендовано принять аналогичный порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан.
Учитывая, что доказательства принятия такого порядка в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа г. Уфа, в материалы дела не представлены, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление от 05.02.2014 в„– 46 не может являться правовым основанием для предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:011106:83 в собственность истца, поскольку указанный участок не относится к землям государственной собственности Республики Башкортостан.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 02:55:010503:33 относится к категории публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из положений п. 2 ст. 3.3 Вводного закона, ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа г. Уфа в отношении земельных участков, расположенных на территории указанного городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции сделал вывод о применении п. 1.2 постановления от 05.02.2014 в„– 46 (в редакции до внесения изменений постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2014 в„– 428) о льготном предоставлении земельных участков застройщикам, завершившим строительство проблемных жилых домов, из числа неразграниченных земель, в единстве с п. 2 указанного постановления, в силу которого органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано принять аналогичный порядок предоставления земельных участков, поскольку в ином случае прямое применение п. 1.2 постановления от 05.02.2014 в„– 46 будет нарушать вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, апелляционный суд установил, что Правительство Республики Башкортостан в силу п. 10 ст. 3 Вводного закона, а также положений Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з не уполномочено на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отметил, что нормы п. 11.1. ч. 3 ст. 2, ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з предусматривают, что полномочия по установлению порядка предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, относятся к компетенции Правительства Республики Башкортостан и не входят в число полномочий органов местного самоуправления в Республике Башкортостан.
Из положений п. 1 ст. 209, ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Вводного закона следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, как делегированное полномочие органа местного самоуправления, не может быть направлено на отчуждение земельного участка из числа публичных земель в качестве компенсации застройщику, фактически оказавшему содействие в решении вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Правительство Республики Башкортостан не наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а органы местного самоуправления не уполномочены на принятие нормативного акта, предусматривающего возможность предоставления в собственность юридического лица земельных участков из числа неразграниченных публичных земель либо земель, находящихся в муниципальной собственности, такой правовой акт фактически отсутствует и не может быть принят ввиду отсутствия полномочий, при этом постановление от 05.02.2014 в„– 46 к указанным правоотношениям по аналогии применению не подлежит, поскольку с учетом взаимосвязанных положений п. 11.1 ч. 3 ст. 2 и ч. 1.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з распространяет свое действие только на земельные участки, находящиеся в собственности Республики Башкортостан, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для компенсации заявителю затрат в виде предоставления испрашиваемых земельных участков отсутствуют.
Согласно ч. 1.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з земельные участки в целях компенсации затрат застройщикам, осуществившим завершение строительства проблемных жилых домов, предоставляются в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома.
Оценив заключение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 21.03.2014 в„– 12-11/0095 и установив, что из его содержания не следует, каким образом определена стоимость произведенных затрат, суд апелляционной инстанции с учетом положений ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств, пришел к выводу о том, что указанное заключение не может быть оценено как достаточное доказательство, подтверждающее факт несения затрат на завершение строительства проблемного жилого дома в заявленном объеме, в связи с чем отсутствуют основания для возникновения у заявителя права на возмещение равноценной компенсации.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал обществу "Центр развития перспективных проектов" в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 утратила силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а с принятием Закона Республики Башкортостан от 28.05.2015 в„– 225-з утратила силу ч. 1.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з, предусматривающая право на получение в собственность земельных участков в счет компенсации строительства проблемного жилья в Республике Башкортостан. Вместе с тем, учитывая, что с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков в порядке компенсации некомпенсированных затрат общество "Центр развития перспективных проектов" обратилось 13.11.2015, после внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставление земельных участков на основании указанных норм невозможно ввиду отсутствия их ретроспективного действия.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, как основанные на неверном толковании подлежащих применению норм материального права, а также по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 по делу в„– А07-4303/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр развития перспективных проектов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------