По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2016 N Ф09-9931/16 по делу N А71-339/2016
Требование: О взыскании расходов на изготовление и установку надгробных памятников.
Обстоятельства: Общество указало, что установило памятники участникам Великой Отечественной войны по поручению родственников погибших , расходы ему военным комиссариатом не возмещены.
Решение: Требование удовлетворено, так как общество исполнило обязательства по изготовлению и установке указанных памятников, предоставило полный пакет документов для возмещения расходов, архивными справками подтверждено, что умершие являлись участниками ВОВ, соответственно, имели право на государственную гарантию по увековечиванию памяти.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. в„– Ф09-9931/16
Дело в„– А71-339/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - военный комиссариат, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.05.2016 по делу в„– А71-339/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Иванчогло В.И. - (доверенность от 22.04.2015 в„– 212/1/239).
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к военному комиссариату о взыскании 79 565 руб. расходов за изготовление и установку надгробных памятников.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Дегтярева Вера Михайловна, Шумилов Игорь Александрович.
Решением суда от 27.05.2016 (судья Костина Е.Г.) принят отказ истца от иска в части взыскания 29 644 руб. Производство в указанной части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С ответчика в пользу истца взыскано 49 921 руб. расходов на изготовление и установку памятников, 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что общество, обращаясь в военный комиссариат с целью получения компенсации расходов на установку памятника Яковлеву Илье Ивановичу, в нарушение положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон в„– 8-ФЗ), п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников", п. 38 раздела III Приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 в„– 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", не представило документы, подтверждающие право на установку памятника за счет бюджетных средств (удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий). Представленная обществом справка от 14.10.2015 в„– 15-34303, подтверждающая, что Яковлев И.И. был взят в плен 01.07.1941, по мнению заявителя, не является доказательством того, что Яковлев И.И. являлся участником Великой Отечественной Войны с учетом положений ст. 2 - 4 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон в„– 5-ФЗ).
Кроме того, военный комиссариат считает, что обществом также не представлены документы, подтверждающие право на установку памятника за счет бюджетных Малову Николаю Максимовичу. По мнению заявителя, подтвержденный представленными документами факт службы указанного лица в школе оружия Северного флота, не входившей в состав действующей армии, не является достаточным основанием для компенсации расходов в отношении Малова Н.М. как участника Великой Отечественной войны.
Ответчик также полагает, что предъявленные истцом ко взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. являются завышенными с учетом того, что настоящее дело не относится к категории сложных, а также с учетом наличия судебной практики по аналогичным делам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в сентябре 2015 года между истцом и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключены договоры подряда, по условиям которых истец изготовил, доставил и установил надгробные памятники, в том числе: Яковлеву И.И. и Малову Н.М.
Факт оказания услуг истцом подтвержден в отношении Яковлева И.И. - договором подряда от 21.09.2015 в„– 149, актом приемки выполненных работ от 21.09.2015 в„– 149 и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 21.09.2015 в„– 131, квитанцией серии КР в„– 002068; в отношении Малова Н.М. - договором подряда от 26.09.2012 в„– 116-2, актом приемки выполненных работ от 26.09.2012 в„– 116-2, квитанцией серии КР в„– 001941.
Факт установки памятника участникам Великой Отечественной войны Яковлеву И.И. и Малову Н.М. подтвержден справкой о захоронении от 15.10.2012 в„– 39/9-12/08-14, справкой от 09.11.2015, фотографиями места захоронения и установки памятника, а также актами выполненных работ.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, выписки из военного билета следует, что Малов Н.М. служил в Советской Армии с 21.10.1944 по 11.11.1951. Согласно архивной справке от 04.02.2014 в„– 12968 Малов Н.М. служил во флотском полуэкипаже в Архангельске (21.11.1944 - 04.12.1944) и в школе оружия учебного отряда Северного флота (05.12.1944 - 22.08.1945).
Из архивной справки от 14.10.2015 в„– 15-34303 следует, что Яковлев И.И. был взят в плен 01.07.1941 в районе г. Минска; содержался в лагерях военнопленных: "Шталаг 304 (IV X), прибыл из крепости 350 Рига, доставлен 07.08.1942 в г. Шталаг IV-Ц, штамп прибытия 02.11.1942". В переводе с немецкой карточки учета военнослужащих Советской Армии, бывших в немецком плену, составленном 14.07.1951, значится: "...10 октября 1942 г. рабочая команда Брюкс, ГЭС (гидроэлектрост.) Брюкс лагерь: 22. Трибщиту лагерь 35. 8 февраля 1943 г. - Дулаг Ликватц. 10 апреля 1943 г. мельничный союз Хостлиц, 17 февраля 1945 г. Цурюкман-тель Вальдфорхютте". Личный номер военнопленного 192997.
Истец направил ответчику заявление с требованием о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробных памятников. Ответчик расходы в указанном размере истцу не возместил.
Общество, ссылаясь на невыполнение военным комиссариатом обязанности по компенсации понесенных им расходов, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 24 Федерального закона в„– 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом в„– 8-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона в„– 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденного вышеназванным Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 в„– 5, для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с п. 2 Порядка его действие распространяется на погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 Порядка.
В соответствии с п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, суды верно указали на то, что истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробных памятников, изготовленных для увековечивания памяти участников военных действий по поручению родственников данных военнослужащих. Данные расходы подлежат возмещению военным комиссариатом с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику.
С учетом этого и принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников вышеназванным умершим участникам боевых действий, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Отклоняя доводы военного комиссариата о том, что представленными истцом документами не подтверждается наличие у Яковлева И.И. и Малова Н.М. статуса участников Великой Отечественной войны и, соответственно, права на компенсацию расходов на установку им надгробий, суды исходили из следующего.
Согласно п. 38 Порядка документом, подтверждающим право на государственную гарантию по увековечиванию памяти, являются не только удостоверения (участника войны, инвалида войны), но и иные документы, подтверждающие участие лица в Великой Отечественной войне.
Согласно архивной справке от 14.10.2015 в„– 15-34303 в документах архивного фонда Комитета государственной безопасности УАССР имеется информация о том, что Яковлев И.И. был взят в плен 01.07.1941, содержался в лагерях военнопленных до 1945 года.
Кроме того, из карточки учета следует, что Яковлев И.И. был взят в плен как военнослужащий Советской армии.
Указанная информация не опровергнута ни истцом, ни третьим лицом.
Положения ст. 2, 24 Федерального закона в„– 5-ФЗ не содержат исключений в отношении признания участником Великой Отечественной войны военнослужащих, которые во время военных действий были взяты в плен.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истцом представлены надлежащие доказательства наличия у него права на компенсацию расходов на изготовление и установку надгробного памятника Яковлеву И.И.В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 2 Федерального закона в„– 5-ФЗ участниками Великой Отечественной войны являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее шести месяцев.
Судами установлено, что Малов Н.М. служил в Советской армии с 21.10.1944 по 11.11.1951. Согласно архивной справке от 04.02.2014 Малов Н.М. служил в период Великой Отечественной войны во флотском полуэкипаже в Архангельске (21.11.1944 - 04.12.1944) и в школе оружия учебного отряда Северного флота (05.12.1944 - 22.08.1945). В период службы Малова Н.М. указанные части не входили в состав действующей армии.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Малов Н.М. являлся участником Великой Отечественной войны, и, соответственно, имеет право на государственную гарантию по увековечиванию памяти.
На основании изложенного, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества о взыскании с военного комиссариата 49 921 руб. расходов на изготовление и установку памятников участникам Великой Отечественной войны.
Доводы, изложенные военным комиссариатом в кассационной жалобе, об отсутствии оснований для компенсации понесенных обществом расходов на изготовление и установку надгробных памятников Малову Н.М. и Яковлеву И.И., ввиду непредоставления необходимых документов, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика 15 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, суды руководствовались положениями ст. 101, ч. 1 ст. 110, ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 10, 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 в„– 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела". Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание объем проделанной представителем работы, суды пришли к выводу о том, что выплаченная представителю сумма соответствует объему фактически оказанных юридических услуг (подача искового заявления, участие в судебном заседании).
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанного вывода судов нижестоящих инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.05.2016 по делу в„– А71-339/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
А.Ю.СМИРНОВ
------------------------------------------------------------------