По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2016 N Ф09-9960/16 по делу N А76-3001/2016
Требование: О признании недействительным постановления об установлении платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения, обязании установить обоснованную плату.
Обстоятельства: Сетевая организация ссылалась на то, что при установлении в индивидуальном порядке платы за подключение жилого дома к теплосети не учтены отдельные расходы, не применен индекс-дефлятор.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как расходы на привлечение агента для оказания услуг, связанных с подключением объекта, не могут быть возложены на заказчика, оформление прав на участок не требуется, расходы, связанные с регистрацией права на тепловые сети, подлежат учету при установлении тарифа на теплоснабжение, индекс-дефлятор не применен правомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. в„– Ф09-9960/16
Дело в„– А76-3001/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "УТСК", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2016 по делу в„– А76-3001/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "УТСК" - Ильясова Л.Р. (доверенность от 05.09.2016), Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство) - Кудашева Е.Ю. (доверенность от 31.03.2016), Миклина Ю.Б. (доверенность от 11.01.2016).
Общество "УТСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просило признать недействительным постановление министерства от 12.11.2015 в„– 53/5 об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения общества "УТСК" для общества с ограниченной ответственностью "Промкомплект-М" (далее - общество "Промкомплект-М", застройщик) и обязать министерство устранить нарушение прав и законных интересов общества "УТСК" путем установления экономически обоснованной платы за подключение (технологическое присоединение) к системе жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения на первом этаже и подземной автостоянкой по ул. Завалишина, 4 (стр.) в микрорайоне в„– 48 Тракторозаводского района города Челябинска для общества "Промкомплект-М" в размере 7 133 255 руб. 80 коп., без НДС.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Промкомплект-М".
Решением суда от 25.04.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П., Малышева И.А.) производство по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Фортум" (далее - общество "Фортум") прекращено; решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2016 по делу в„– А76-3001/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества "УТСК" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество "УТСК" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.Заявитель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что министерство правомерно не применило при установлении платы за подключение объекта общества "Промкомплект-М" индексов-дефляторов на 2015 год к государственным укрупненным нормативам цен строительства (НЦС 81-02-13-2014), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 в„– 506/пр, со ссылкой на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данные в письме от 27.03.2015 в„– 8760-ЮР/08; из буквального содержания данного разъяснения следует, что сфера его применения ограничивается строительством, финансируемым из средств федерального бюджета; кроме того из указанного документа не следует, что применение в 2015 году НЦС 2014 года должно осуществляться без учета индексов инфляции; применение индексов изменения сметной стоимости при определении расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей предусмотрено Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 в„– 48 (далее - Методические рекомендации в„– 48); в п. 9 названного документа определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, в том числе прогнозных индексов, определяемых в соответствии с п. 10 Методических рекомендаций в„– 48 на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке "Капитальные вложения (инвестиции)", используемых для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; указанная позиция подтверждается письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 в„– 506/пр, от 01.09.2016 в„– 28362-АФ/09, данными в ответ на запрос общества "УТСК" от 12.08.2016 в„– СА-74-074/771 по вопросу применения письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.03.2015 в„– 8760-ЮР/08.
Общество "УТСК" указывает на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно исходил из наличия у общества "УТСК" экономически необоснованных расходов на проведение мероприятий по подключению объекта общества "Промкомплект-М", в качестве которых обществом "УТСК" были заявлены его расходы по агентскому договору от 15.04.2014 в„– 14807; при этом суд апелляционной инстанции согласился с доводами апелляционной жалобы общества "УТСК" о необходимости учета расходов на проведение мероприятий по подключению объекта общества "Промкомплект-М" при определении размера платы за подключение дополнительно к расходам на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов, то есть сверх укрупненных нормативов цен строительства; однако, признав обоснованным упомянутый довод общества "УТСК", суд апелляционной инстанции не дал оценку выводу суда первой инстанции, с которым общество "УТСК" не согласилось; поскольку решение суда первой инстанции не отменено и не изменено, следовательно, содержащиеся в таком решении выводы сохраняют свою юридическую силу наряду с выводами суда апелляционной инстанции.
Заявитель жалобы ссылается на то, что плата за подключение к системе теплоснабжения рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 в„– 760-э (далее - Методические указания в„– 760-Э); в соответствии с приложением 7.1 к Методическим указаниям в„– 760-Э в состав расходов на проведение мероприятий по подключению объекта заявителя входят прочие расходы, в том числе расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг (п. 1.4.2); по смыслу названного пункта теплоснабжающая (теплосетевая) организация при осуществлении деятельности, связанной с подключением к системе теплоснабжения, вправе заключать договоры со сторонними организациями на выполнение работ и/или оказание услуг; при этом исходя из буквального содержания указанного пункта перечень названных в нем работ и услуг не является исчерпывающим; поскольку агентирование относится к группе обязательств, направленных на выполнение работ и оказание услуг, следовательно, расходы по агентскому договору от 15.04.2014 в„– 14807 обоснованно были заявлены обществом "УТСК" для включения в состав платы за подключение.
По мнению общества "УТСК", суд апелляционной инстанции неправомерно отклонил его довод о том, что в случае не привлечения агента, общество "УТСК" несло бы расходы, связанные с подключением, в виде заработной платы собственных работников, занятых оформлением договорных отношений по подключению и согласованием с уполномоченными органами платы за подключение, указав на то, что фонд оплаты труда собственных работников теплосетевой организации и накладные расходы организации учитываются при установлении основных тарифов на теплоснабжение и в силу п. 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), не подлежат повторному учету при расчете платы за подключение, поскольку в соответствии с приложением 7.1 к Методическим указаниям в„– 760-Э в состав расходов на проведение мероприятий по подключению объекта заявителя входят также расходы на оплату труда (п. 1.3), а в п. 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением, в том числе передачи тепловой энергии и теплоносителя, подключения к системе теплоснабжения, следовательно, передача тепловой энергии и подключение к системе теплоснабжения - это разные виды деятельности; в соответствии с п. 12 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в п. 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, таким образом, расходы по группе подключений обществом "УТСК" не могут быть отнесены на иной вид деятельности, поскольку указанное противоречит требованиям раздельного учета Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Общество "УТСК" полагает, что суд апелляционной инстанции, делая выводы о возможности учета затрат по оформлению прав на земельный участок в составе платы за подключение дополнительно, сверх укрупненных сметных нормативов, а также об отсутствии у заявителя в рассматриваемой ситуации необходимости в несении таких затрат, не учел того, что регистрация права собственности на линейные объекты, которые обладают признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", не представляется возможной, то есть, без оформления прав на землю разрешается строительство только тех объектов, которые в дальнейшем не будут регистрироваться в собственность, а невозможность регистрации обществом "УТСК" права собственности на тепловые сети, в свою очередь, влечет нарушение его прав по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом.
Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы на регистрацию права собственности на созданные тепловые сети подлежат учету при установлении основного тарифа на теплоснабжение, поскольку данный вывод противоречит требованиям раздельного учета Основ ценообразования в сфере теплоснабжения; указанные расходы связаны с подключением объекта конкретного заявителя и не могут быть отнесены на деятельность по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Общество "УТСК" указывает на то, что министерство не представило полный комплект документов, на основании которых им было принято оспариваемое постановление, в связи с чем суд первой инстанции принял решение о его законности без доказательств, необходимых для принятия такого решения; суд апелляционной инстанции, установив факт отсутствия в деле ряда документов, пришел к выводу о том, что арбитражный суд первой инстанции с ошибкой сформировал доказательственную базу и предложил обществу "УТСК" представить их в материалы, однако приобщив такие документы, суд апелляционной инстанции не отменил решение суда первой инстанции по указанным основаниям и не перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "УТСК" направило в Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" заявление от 02.12.2014 в„– АД-74-17/1641 с приложением расчетных и обосновывающих материалов (письмо общества "Промкомплект-М" о реорганизации, заявки закрытого акционерного общества "Промкомплект-М", приложение в„– 1 - пояснительная записка, приложение в„– 2, 3 - расчет платы за подключение объекта, приложение в„– 4 - расчет стоимости реконструкции ЦТП "Первоозерный-4" 1-й тепломагистрали ТЭЦ-3 применительно к заявленным тепловым нагрузкам потребителей, приложение в„– 5 - схема строительства тепловых сетей, приложение в„– 6 - копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, приложение в„– 7 - правоустанавливающие документы на земельный участок под объектом застройки) для установления в индивидуальном порядке для общества "Промкомплект-М" платы за подключение к системе теплоснабжения жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения на первом этаже и подземной автостоянкой по ул. Завалишина, 4 (стр.) в микрорайоне в„– 48 Тракторозаводского района г. Челябинска, в котором просило открыть дело по установлению в индивидуальном порядке платы за подключение указанного объекта, рассмотреть представленные документы и утвердить в индивидуальном порядке плату для общества "Промкомплект-М" за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома в размере 8 521 403 руб. 81 коп. с НДС (7 221 528 руб. 65 коп. без НДС).
В письме от 15.12.2014 в„– 15/3988 Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" запрошены дополнительные документы: договоры на выполнение проектных и строительно-монтажных работ с учетом проведения закупочных процедур; проектно-сметная документация.
Обществом "УТСК" с письмом от 26.01.2015 в„– АД-74-17/41 были дополнительно представлены: договор на проектно-изыскательские работы, сводный расчет с подтверждающими документами, проект реконструкции центрального теплового пункта "Первоозерный-4".
Постановлением от 12.11.2015 в„– 53/5 министерство установило плату за подключение к системе теплоснабжения общества "УТСК" для общества "Промкомплект-М" в размере 6 896 664 руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляемых при подключении, согласно приложению к постановлению: расходы на создание тепловых сетей до точек подключения в сумме 2 538 949 руб., расходы на реконструкцию теплового пункта в сумме 2 666 081 руб., налог на прибыль в сумме 1 301 257 руб.
Полагая, что постановление министерства от 12.11.2015 в„– 53/5 в части отказа учесть расходы в сумме 189 273 руб. 31 коп. (без НДС) не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, общество "УТСК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для учета при установлении платы за подключение расходов на проведение мероприятий по подключению объекта общества "Промкомплект-М" в сумме 49 664 руб. 09 коп., затрат на оформление прав на земельный участок и построенные объекты инженерной инфраструктуры в сумме 35 120 руб. 67 коп., а также в применении индекса-дефлятора.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется доказать наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному ненормативному акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определена как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию (подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении).
В силу ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном ст. 14 указанного закона.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (п. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Согласно п. 10 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с п. 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом о теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, данным документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Согласно п. 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная)).
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (п. 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (п. 111 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
В п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 в„– 1075, предусмотрено право органа регулирования отказать регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов.
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями в„– 760-э.
Методические указания в„– 760-э предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.
Согласно п. 166 Методических указаний в„– 760-э в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы: расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в соответствии с приложением 7.1 к данным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.2 к названным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.3 к данным методическим указаниям; расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.4 к данным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.5 к указанным методическим указаниям; расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.6 к данным методическим указаниям; расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.7 к названным методическим указаниям.
В силу п. 170 Методических указаний в„– 760-э плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из: расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; налога на прибыль.
В соответствии с п. 173 Методических указаний в„– 760-э расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
Согласно приложению 7 к Методическим указаниям в„– 760-э расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.
Судами установлено, что между обществами "УТСК" (принципал) и "Фортум" (агент) заключен агентский договор от 15.04.2014 в„– 14807, по которому агент принял на себя обязательства от имени и за счет принципала совершать действия, в том числе по взаимодействию с заявителями на подключение к системе теплоснабжения, а также с органами местного самоуправления, с Единым тарифным органом Челябинской области в рамках подключения к системе теплоснабжения, за что принципал уплачивает агенту вознаграждение.
Суды, отказывая в удовлетворении требований в этой части исходили из того, что Законом о теплоснабжении, а также принятыми в его развитие нормативными правовыми актами обязанность по осуществлению мероприятий по подключению возложена непосредственно на теплоснабжающую или теплосетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение; затраты обязанного лица - теплосетевой организации, связанные с привлечением по собственной инициативе для выполнения своих обязанностей сторонних организаций, не могут быть дополнительным имущественным бременем возложены на заказчика подключения.
С учетом этого судами сделан правильный вывод о том, что министерство правомерно отказалось учесть расходы общества "УТСК" в сумме 49 664 руб. 09 коп. по уплате агентского вознаграждения обществу "Фортум" в рамках агентского договора от 15.04.2014 в„– 14807 при установлении размера платы за подключение объектов общества "Промкомплект-М" как экономически необоснованные.
Закон Челябинской области от 27.05.2010 в„– 589-ЗО с учетом изменений, внесенных Законом Челябинской области от 18.06.2015 в„– 196-ЗО, предусматривает, что при строительстве, реконструкции тепловых сетей с внутренним диаметром до 400 миллиметров включительно, транспортирующих воду от объектов капитального строительства до мест присоединения к системе теплоснабжения в рамках выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения в порядке, установленном Законом о теплоснабжении, получение разрешения на строительство, а также наличие правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок не требуется.
Порядок и условия размещения указанных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Челябинской области установлен Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 30.06.2015 в„– 178-П, согласно которому объекты размещаются на землях или земельных участках на основании соответствующего решения органа государственной власти Челябинской области или органа местного самоуправления Челябинской области, уполномоченного на распоряжение земельными участками, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков. При этом для получения указанного разрешения наличие у заявителя прав или сервитутов на земельный участок не требуется, равно, как не требуется формирование земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300, вступившим в силу с 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно п. 7 которого к таким объектам отнесены тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Судами в отношении учета затрат на оформление прав на земельный участок и построенные объекты инженерной инфраструктуры в сумме 35 120 руб. 67 коп. установлено, что земельный участок, на котором планируется прокладка теплосетей, находится в ведении муниципального образования и заказчика; формирование земельного участка, оформление на него каких-либо прав или сервитутов для строительства тепловых сетей от объектов капитального строительства до мест присоединения к системе теплоснабжения в рамках выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на территории Челябинской области не требуется, в связи с чем сделан вывод о необоснованном учете обществом "УТСК" при расчете платы за подключение расходов на межевание земельного участка в сумме 5000 руб., по арендной плате за земельный участок в сумме 15 120 руб. 67 коп.
Расходы, связанные с регистрацией права собственности на созданные тепловые сети в сумме 15 000 руб. (государственная пошлина за регистрацию права), включаются в состав стоимости основного средства, в связи с чем подлежат учету при установлении основного тарифа на теплоснабжение в составе расходов на амортизацию основных средств и в силу п. 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не учитываются повторно при расчете платы за подключение.
Судами со ссылкой на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.03.2015 в„– 8760-ЮР/08 сделан обоснованный вывод о том, что министерство правомерно отказало при установлении размера платы за подключение объекта общества "Промкомплект-М" к теплосетям заявителя учесть индекс-дефлятор а к государственным укрупненным нормативам цен строительства (НЦС 81-02-13-2014), утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 в„– 506/пр.
Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не дал оценки выводу суда первой инстанции об учете в составе укрупненных нормативов цены строительства всей номенклатуры затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства тепловых сетей в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, подлежит отклонению, поскольку не соответствует содержанию судебного акта суда апелляционной инстанции. Данный вывод суда первой инстанции был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод общества "УТСК" о том, что суд апелляционной инстанции, установив факт отсутствия в деле ряда документов, пришел к выводу о том, что арбитражный суд первой инстанции с ошибкой сформировал доказательственную базу и предложил заявителю представить их в материалы, однако приобщив такие документы, суд апелляционной инстанции должен был отменить решение суда первой инстанции по указанным основаниям и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, так как указанные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения и не являются безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, а также исследованных судами доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2016 по делу в„– А76-3001/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
------------------------------------------------------------------