По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2016 N Ф09-9969/16 по делу N А47-10863/2015
Требование: О признании недействительным одностороннего отказа заказчика от государственного контракта на разработку проектной документации.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нарушением сроков выполнения работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как отчеты инженерных изысканий представлены подрядчиком с нарушением установленного срока и не приняты заказчиком ввиду их ненадлежащего исполнения, замечания по данным отчетам подрядчиком не устранены, с учетом необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации своевременное выполнение работ являлось невозможным, решение об отказе от контракта направлено подрядчику заказным почтовым отправлением и размещено в единой информационной системе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. в„– Ф09-9969/16
Дело в„– А47-10863/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНЗ-Риэлт" (далее - общество "САНЗ-Риэлт") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.03.2016 по делу в„– А47-10863/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС по Оренбургской области) заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "САНЗ-Риэлт" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области") о признании недействительным решения от 06.07.2015 в„– 01-07-15/4490 об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФАС по Оренбургской области.
Решением суда от 24.03.2016 (судья Шабанова Т.В.) в удовлетворении исковых требований общества "САНЗ-Риэлт" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "САНЗ-Риэлт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "САНЗ-Риэлт" указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что на момент принятия оспариваемого решения выполнение обществом "САНЗ-Риэлт" в полном объеме обязательств по контракту с учетом определенного контрактом срока окончания работ и срока, необходимого для проведения государственной экспертизы проектной документации, являлось невозможным. Заявитель отмечает, что законодательством могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы, и суд не уполномочен делать выводы о предположительном характере выполнения работ по контракту. Заявитель полагает, что представленные в материалы дела результаты проектных работ в декабре 2015, являются результатами работ по спорному контракту, следовательно, контракта исполнен.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, по результатам открытого конкурса на право заключения государственного контракта между учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (заказчик) и обществом "САНЗ-Риэлт" (подрядчик) заключен государственный контракт от 12.12.2013 в„– 14/02-234 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик обязался выполнить своими силами работы по разработке проектной документации реконструкции моста через ручей Ямангул на километре 9+900 автодороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Красногвардейском районе Оренбургской области (п. 1.1 контракта). Цена контракта составляет 2 286 414 руб. (п. 2.1 контракта).
Сроки выполнения подрядчиком работ по контракту установлены в разделе 9 контракта.
Начало выполнения работ определено сторонами с даты подписания контракта, окончание выполнения работ (представление проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы) - не позднее сентября 2015 года (п. 9.1 контракта).
Срок действия контракта - с момента его подписания и до 31.12.2015, в части оплаты работ - до полного исполнения (п. 10 контракта).
Согласно п. 7.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в связи с односторонним отказом стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Письмом от 06.10.2014 учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" предупредило общество "САНЗ-Риэлт" о возможности применения ответственности за нарушение графиков выполнения работ.
Общество "САНЗ-Риэлт" 28.11.2014 представило отчеты о выполнении инженерно-геодезических и изыскательских работ, на которые заказчик представил замечания, указав, что они не могут быть использованы при проведении строительства.
Учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" 06.07.2015 принято решение в„– 01-07-15/4400 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно указанному решению по графику выполнения объемов работ общество "САНЗ-Риэлт" должно было выполнить и сдать в 3 квартале 2014 года изыскательские работы на сумму 985 651 руб.; по состоянию на 06.07.2015 эти работы не выполнены и не сданы заказчику, с учетом времени проведения государственной экспертизы - 60 дней окончание работ в установленный срок становится невозможным.
На основании решения от 06.07.2015 об одностороннем отказе от исполнения контракта издан приказ от 17.08.2015 в„– 96 о расторжении контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес общества "САНЗ-Риэлт", опубликовано на официальном сайте в сети Интернет.
Полагая, что одностороннее расторжение контракта со стороны Учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" является необоснованным, общество "САНЗ-Риэлт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом существенно нарушены сроки выполнения работ по контракту, в связи с чем пришли к выводу о наличии у ответчика оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Проанализировав условия контракта, суды верно определили его правовую природу и нормы права, регулирующие спорные отношения (гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона в„– 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 9 ст. 95 Федерального закона в„– 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Право на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено в пункте 7.1 контракта.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество "САНЗ-Риэлт" должно было приступить к выполнению работ по разработке проектной документации с даты подписания контракта - с 12.12.2013, а окончить работы (с учетом срока проведения государственной экспертизы) - не позднее сентября 2015 года (п. 9.1 контракта)
В соответствии с приложением в„– 1 "Ведомость контрактной цены" к дополнительному соглашению в„– 1 к контракту проведена разбивка по изыскательским и проектным работам. Согласно графика выполнения объемов работ общество "САНЗ-Риэлт" должно было выполнить и сдать изыскательские работы на сумму 985 651 руб. в III квартале 2014 года.
Отчеты инженерных изысканий проектной документации были представлены обществом "САНЗ-Риэлт" заказчику в ноябре 2014 г. Заказчиком данные работы приняты не были ввиду их ненадлежащего исполнения. На дату принятия оспариваемого решения замечания по данным отчетам обществом "САНЗ-Риэлт" не были устранены.
Рассмотрев доводы и возражения, заявленные участвующими в споре лицами, исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что подрядчиком были нарушены сроки выполнения изыскательских работ и к моменту принятия решения 06.07.2015 заказчику, с учетом условий контракта, изложенных в пункте 9.1 контракта, стало очевидно, что окончание работ к сроку становится явно невозможным, пришли к правильному выводу о том, что общество "САНЗ-Риэлт" не могло выполнить работы в полном объеме в установленный контрактом срок с учетом необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что у учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" как заказчика возникло право в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта.
Частью 12 ст. 95 Федерального закона в„– 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от государственного контракта направлено подрядчику заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и размещено в открытой общедоступной единой информационной системе (ст. 95 Федерального закона в„– 44-ФЗ).
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества "САНЗ-Риэлт" являются обоснованными.
Ошибочность рассмотрения судом первой инстанции настоящего спора в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело и не могло привести к принятию судом первой инстанции неправильного решения, поскольку с учетом заявленных требований и правоотношений, из которых возник спор, судом первой инстанции верно определен круг лиц, участвующих в деле, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и подлежащие применению нормы материального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества "САНЗ-Риэлт" подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе осуществлять вышеперечисленные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Нарушений норм материального права или процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "САНЗ-Риэлт" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.03.2016 по делу в„– А47-10863/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНЗ-Риэлт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
А.А.САФРОНОВА
Л.В.ГРОМОВА
------------------------------------------------------------------