По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2016 N Ф09-10495/16 по делу N А60-13079/2016
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в невключении административного здания, помещений в нем в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, обязании включить имущество в перечень.
Обстоятельства: Собственник нежилых помещений в здании сослался на нарушение своих прав.
Решение: Требование удовлетворено, так как спорное здание соответствует критериям, установленным налоговым законодательством, имеет деловое, административное и коммерческое назначение.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. в„– Ф09-10495/16
Дело в„– А60-13079/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Ященок Т.П., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области (далее - Правительство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2016 по делу в„– А60-13079/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства - Рат М.Е. (доверенность от 17.03.2016 в„– 01-01-63/23),
общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (далее - заявитель, общество, ООО "Инвест-Гарант") - Черноусов М.Е. (доверенность от 19.04.2016).
ООО "Инвест-Гарант" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным с 27.11.2015 бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства от 28.12.2015 в„– 1217-ПП (далее - Перечень), а также обязать включить указанное здание и помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и разместить его на официальном сайте Правительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, заявитель просит признать незаконным бездействие Правительства, выраженное в непредоставлении ответа на его письмо от 26.11.2015 в„– 27, и обязать заинтересованное лицо дать письменный ответ по существу направленного обращения.
Решением суда от 30.06.2016 (судья Коликов В.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Правительства, выраженное в несовершении действий по включению административного здания и помещений в нем в Перечень; на Правительство возложена обязанность включить указанное административное здание, а также помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит названные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неподведомственность данного спора арбитражному суду, поскольку Постановление Правительства об определении Перечня является нормативным актом. Также суд необоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность по изменению формы и содержания нормативного правового акта, а кроме того критерии, по которым суды определили статус объекта как административно-делового центра, не соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Считает, что судами необоснованно принят в качестве доказательства кадастровый паспорт земельного участка от 01.06.2016 в„– 66/301/16-407247 с измененным 18.05.2016 видом разрешенного использования, то есть в период рассмотрения дела в арбитражном суде.
Отмечает, что подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящихся к объектам жилищного фонда, не предусмотрена действующим законодательством, а налоговое законодательство не содержит положений о подтверждении фактического использования зданий договорами аренды.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что принадлежащие обществу на праве собственности нежилые помещения (общей площадью 11668,3 кв. м, этаж: подвал, подвал (-1 уровень), подвал (-2 уровень), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, антресоль 1 этажа, кровля, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:56 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 500324 от 22.05.2014); общей площадью 266,4 кв. м, этаж: 6, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:49 (свидетельство о государственной регистрации 66 АЖ 409500 от 19.02.2014); общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения в„– 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения в„– 12 - 13, кадастровый (или условный) номер 66-66-01/307/2012-111 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ в„– 480004), расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601005:54, имеющим согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.06.2016 в„– 66/301/16-407247 разрешенное использование: административные и офисные здания.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области в„– 100-ОЗ от 24.11.2014 "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и ст. 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в ст. 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения ст. 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 в„– 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Правительством принято Постановление от 30.12.2014 в„– 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", однако административное здание (литер А), расположенное по пр. Ленина, д. 50-б, принадлежащее ООО "Инвест-Гарант", в этот перечень не включено.
Поскольку, по мнению общества, указанный объект недвижимости соответствует критериям, которые установлены ст. 378.2 Кодекса, общество обратилось к Правительству с требованиями о совершении действий, направленных на включение указанного здания в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Письмом от 13.01.2016 в„– 17-0182/128 Министерство по управлению государственным имуществом разъяснило, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год определен Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 в„– 1217-ПП, которым продлено на 2016 год действие перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. в„– 1265-ПП.
Общество, полагая, что Правительство неправомерно не совершило действий по включению принадлежащего ему объекта в Перечень, обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования в соответствующей части, пришли к выводу о том, что обозначенный выше объект соответствует критериям, установленным п. 4 ст. 378.2 НК РФ, следовательно, должен был быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, как верно отмечено судами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог на имущество организаций (далее - налог) установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 в„– 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон в„– 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 в„– 100-ОЗ в Закон в„– 35-ОЗ введена ст. 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с Постановлением Правительства от 10.12.2014 в„– 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
Согласно подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 в„– 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на определение Перечня, является Правительство.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство Постановлением от 30.12.2014 в„– 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Перечень объектов на 2015 год определен в количестве 41 объекта, в числе которых спорного объекта нет.
Общество 26.11.2015 обратилось в Правительство с соответствующим заявлением, однако 28.12.2015 Правительство приняло Постановление в„– 1217-ПП от 28.12.2015 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", которым продлено на 2016 год действие прежнего перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 в„– 1265-ПП на 2015 год.
Исследовав представленные в дело доказательства и установив, что спорный объект соответствует критериям, предусмотренным п. 3 ст. 378.2 НК РФ, суды пришли к выводу о том, что заинтересованное лицо неправомерно уклонилось от включения в Перечень принадлежащего обществу здания.
Данные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные требования в соответствующей части и признали незаконным бездействие заинтересованного лица по невключения спорного объекта в Перечень.
Доводы кассационной жалобы о том, что данный Перечень является нормативным актом и не предусматривает внесение изменений в течение налогового периода, рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, с надлежащим правовым обоснованием.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2016 по делу в„– А60-13079/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
------------------------------------------------------------------