Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2016 N Ф09-10325/16 по делу N А50-29462/2015
Требование: О признании незаконными отказов в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу без проведения торгов в безвозмездное пользование земельных участков, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказы мотивированы тем, что товариществу уже предоставлен участок с учетом нуждаемости членов СНТ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как члены СНТ реализовали свое право на получение участков для садоводства в льготном порядке, минимальные размеры участка соблюдены, СНТ испрашивает участки в ином районе, чем тот, в котором находится уже предоставленный участок, увеличение численности СНТ после предоставления участка направлено на обход установленной процедуры учета нуждающихся в участках граждан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. в„– Ф09-10325/16

Дело в„– А50-29462/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2016 по делу в„– А50-29462/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" - Борсук С.А. (доверенность от 02.11.2016), Дривко С.Я. (доверенность от 22.11.2015).

Садоводческое некоммерческое товарищество "КАМСКИЕ ДАЛИ" (далее - товарищество "КАМСКИЕ ДАЛИ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми (далее - департамент) о признании незаконными решений департамента, изложенных в письмах от 11.09.2015 в„– И-21-01-09-15897, от 11.09.2015 в„– И-21-01-09-15863, от 11.09.2015 в„– И-21-01-09-15901, об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование товариществу "КАМСКИЕ ДАЛИ" следующих земельных участков: площадью 699 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1706 кв. м с кадастровым номером 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6581 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский; о возложении на департамент обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении товариществу "Камские Дали" в безвозмездное пользование для садоводства без проведения торгов сроком на 4 года 11 месяцев земельные участки: площадью 699 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1706 кв. м с кадастровым номером 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6581 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2016 (судья Лядова Г.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2016 (судьи Полякова М.А., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о реализации членами товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" своего права на предоставление земельных участков для садоводства в льготном порядке. Ссылаясь на ч. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ), Правила землепользования и застройки г. Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 в„– 143, а также отмечая, что по состоянию на 27.08.2015 общее число членов товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" составило 16 человек, заявитель полагает, что для обеспечения земельными участками всех членов товарищества необходим земельный участок площадью 12 000 кв. м, при этом в случае представления заявителю испрашиваемых земельных участков их общая площадь составит 11 800 кв. м, что соответствует, по мнению заявителя, указанным выше положениям.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 2 ст. 39.10 Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, п. 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ).
Пунктами 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке.
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Согласно ст. 1 Закона Пермской области от 02.09.2003 в„– 965-193 максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности для садоводства, огородничества и дачного строительства, составлял 0,5 га, минимальный размер - 0,06 га.
Согласно п. 1.3.3 решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 в„– 165 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми" Правила в части установления градостроительных регламентов на территории г. Перми применительно к зоне Р-3 дополнены абзацами следующего содержания: "Минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 100 кв. м. Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 600 кв. м".
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что товарищество "КАМСКИЕ ДАЛИ" обратилось в департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления следующих земельных участков: площадью 699 кв. м с кадастровым номером 59:01:3810437:69, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Фрунзе; площадью 1706 кв. м с кадастровым номером 59:01:3819186:48, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Цимлянская; площадью 6581 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:80166, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ж/р Январский, для размещения товарищества "Камские дали".
Департаментом подготовлены распоряжения от 08.07.2015 в„– 1539, от 08.07.2015 в„– 1538, от 30.04.2015 в„– 1075 о предварительном согласовании товариществу "КАМСКИЕ ДАЛИ" предоставления земельных участков в Орджоникидзевском районе.
В распоряжениях заявителю рекомендовано обеспечить проведение работ по образованию земельных участков в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровых планах территории.
После проведения указанных выше работ заявитель обратился в департамент с заявлениями от 13.08.2015 вх. в„– 21-01-06-16483, от 31.08.2015 вх. в„– 21-01-06-17665, от 31.08.2015 вх. в„– 21-01-06-17669 о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование для садоводства сроком на 4 года 11 месяцев.
Департаментом подготовлены ответы от 11.09.2015 исх. в„– 21-01-09-15897, от 11.09.2015 исх. в„– 21-01-09-15863, от 11.09.2015 исх. в„– 21-01-09-15901 об отказе в удовлетворении заявлений товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" о предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемых земельных участков.
Отказ департамента мотивирован тем, что распоряжением начальника департамента от 24.04.2015 в„– 1026 заявителю предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадью 2814 кв. м, расположенный в Мотовилихинском районе, таким образом, члены товарищества обеспечены земельными участками, поскольку согласно Федеральному закону от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ предоставление земельных участков гражданам для садоводства ведется с учетом их нуждаемости.
Кроме того, департамент ссылается на ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, согласно которой предельный размер земельного участка не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведения количества членов указанного объединения и установленного предельно максимального размера таких участков.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что товариществу "КАМСКИЕ ДАЛИ" 24.04.2015 предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадью 2814 кв. м, расположенный по ул. Лядовская в Мотовилихинском районе.
Учитывая дату создания товарищества, количественный состав его членов (три члена товарищества на момент предоставления земельного участка площадью 2814 кв. м), суды пришли к выводу о том, что члены товарищества реализовали свое право на предоставление земельных участков для садоводства в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, без проведения торгов исходя из действующих на момент обращения правовых норм, при этом, учитывая площадь земельного участка и количественный состав членов товарищества, суды признали, что минимальные размеры земельного участка, установленные на территории города Перми, соблюдены.
Кроме того, суды, выявив, что заявителем испрашиваются спорные земельные участки в ином районе (Орджоникидзевском), чем предоставленный (Мотовилихинский), а также учитывая факт обращения товарищества с заявлением о предоставлении земельного участка в Индустриальном районе, пришли к выводам о том, что увеличение численности товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" после предоставления земельного участка площадью 2814 кв. м было направлено на получение земельных участков на территории г. Перми в целях садоводства с применением льготного порядка без проведения торгов в обход установленной процедуры учета нуждающихся в этом граждан и соответствующей очередности.
Усмотрев в действиях заявителя намерение получить земельные участки в пользование в обход установленных процедур, суд первой инстанции счел возможным применить положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы департамента соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, вследствие чего правомерно отказали товариществу "КАМСКИЕ ДАЛИ" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций о правомерности оспариваемых отказов. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2016 по делу в„– А50-29462/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "КАМСКИЕ ДАЛИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
С.Э.РЯБОВА


------------------------------------------------------------------