Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.11.2016 N Ф09-9912/16 по делу N А76-5160/2016
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство жилых многоквартирных домов, обязании выдать градостроительные планы и рассмотреть заявления на выдачу разрешений на строительство.
Обстоятельства: В обоснование отказа администрация сельского поселения ссылалась на принадлежность полномочий в области градостроительной деятельности органам местного самоуправления муниципального района.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в законах субъекта РФ и уставе сельского поселения отсутствуют положения, наделяющие администрацию сельского поселения полномочиями по выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2016 г. в„– Ф09-9912/16

Дело в„– А76-5160/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация Сосновского муниципального района, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2016 по делу в„– А76-5160/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АВТМ" (далее - общество, ООО "АВТМ") - Кожевникова С.С. (доверенность от 01.03.2016);
администрации Сосновского муниципального района - Кунгурцева О.Л. (доверенность от 01.12.2015).

ООО "АВТМ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация сельского поселения Новый Кременкуль) о признании незаконными: 1) отказа от 24.02.2016 в„– 13 в выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Новый Кременкуль; 2) отказа от 24.02.2016 в„– 13 в выдаче разрешений на строительство жилых многоквартирных домов на территории сельского поселения Новый Кременкуль. Общество также просило возложить на главу администрации сельского поселения Новый Кременкуль обязанность по устранению в полном объеме нарушения прав ООО "АВТМ" путем выдачи градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123 и путем рассмотрения заявлений на выдачу разрешений на строительство многоквартирных жилых домов на территории сельского поселения Новый Кременкуль.
Определением суда от 10.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сосновского муниципального района.
Решением суда от 26.04.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии у администрации сельского поселения Новый Кременкуль полномочий на выдачу градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство. Полагает, что наличие у администрации сельского поселения Новый Кременкуль таких полномочий в отношении объектов, расположенных на территории сельского поселения, следуют из положений ч. 4 ст. 51 и ч. 1 ст. 81 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), тогда как администрация муниципального района Сосновский район имеет соответствующие полномочия лишь в отношении объектов, расположенных на межселенных территориях, либо на территориях двух и более поселений. Считает, что поскольку общество планирует строить объекты на территории поселения, администрация сельского поселения вправе выдать градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела, между Третьяковой О.О., Большаковой П.О. и ООО "АВТМ" заключены договоры в„– А-25.15/01, А-25.12/02, А-25.12/03 от 25.12.2015 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123, расположенных по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Новый Кременкуль, для строительства жилых многоквартирных домов.
ООО "АВТМ" 28.09.2015 обратилось к Главе Сосновского муниципального района с заявлениями в„– 6800, 6801, 6802 о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123, 74:19:1116001:170 для строительства многоквартирного дома.
В ответ на указанные заявления администрация Сосновского муниципального района в письме от 28.10.2015 в„– 1083 сообщила, что администрацией сельского поселения Новый Кременкуль не представлены документы территориального планирования, правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, в связи с чем подготовить и выдать градостроительные планы на земельные участки не представляется возможным.
ООО "АВТМ" 30.12.2015 обратилось к Главе Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлениями в„– 9259, 9260, 9261, 9262, 9264 о выдаче разрешений на строительство односекционных трехэтажных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171 74:19:1116001:123.
Общество 22.01.2016 обратилось к Главе Сосновского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков: 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123.
В письме от 12.02.2016 в„– 377 администрация Сосновского муниципального района сообщила обществу о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка относится к полномочиям органа местного самоуправления поселения.
В письме от 16.02.2016 в„– 157 администрация Сосновского муниципального района сообщила обществу о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
ООО "АВТМ" 19.02.2016 обратилось к Главе муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль с заявлениями о выдаче разрешений на строительство (6 шт.) и заявлениями о выдаче градостроительного плана земельных участков (4 шт.).
В письме от 24.02.2016 в„– 13 администрация сельского поселения Новый Кременкуль в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направила указанные обращения ООО "АВТМ" в администрацию Сосновского муниципального района, указав, что полномочия в области градостроительной деятельности в соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, а потому выдать разрешение на строительство и градостроительные планы земельных участков администрация поселения не может.
Полагая, что содержащиеся в этом письме решения администрации сельского поселения Новый Кременкуль об отказе в выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство не соответствуют закону и нарушают права ООО "АВТМ" в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Положениями главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5).
Статьей 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).
Частями 1, 4 и 5 статьи 45 ГрК РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 этого Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст. 51 ГрК РФ, в соответствии с которой, Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 этой статьи и другими федеральными законами (ч. 4). Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района (п. 3 ч. 6).
Таким образом, положениями ст. 45 и 51 ГрК РФ функции по выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, и разрешений на строительство на таких земельных участках отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположены земельные участки. Органы местного самоуправления муниципального района наделены соответствующими полномочиями лишь в отношении земельных участков и объектов строительства, расположенных на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Вместе с тем общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Законом в„– 131-ФЗ, в соответствии со ст. 14 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренных решений), к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории и выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения (п. 20 ч. 1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 этой статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 этой статьи) (ч. 3). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).
Таким образом, специальными нормами Закона в„– 131-ФЗ выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, и разрешений на строительство объектов, расположенных на таких земельных участках, отнесены к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего указания в Законах субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставах сельских поселений. При отсутствии такого указания эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Судами установлено, что в законах Челябинской области и Уставе сельского поселения Новый Кременкуль отсутствуют положения, наделяющие администрацию сельского поселения Новый Кременкуль полномочиями по выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство.
Учитывая изложенное, решения администрации сельского поселения Новый Кременкуль об отказе в выдаче обществу градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство, мотивированные отсутствием у названной администрации соответствующих полномочий, обоснованно признаны судами соответствующими закону.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены как основанные на неправильном толковании закона.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2016 по делу в„– А76-5160/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------