По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.07.2016 N Ф09-7179/16 по делу N А60-50218/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа, обязании выдать акт приема-передачи.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением земельный участок исключен из перечня имущества, передаваемого обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал.
Решение: Требование удовлетворено, так как внесение изменений в план приватизации федерального имущества не входит в полномочия органа, в распоряжении не указаны обстоятельства его принятия, устраняемые нарушения, законом не предусмотрено последствие признания ненормативного правового акта недействительным в виде пересмотра урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. в„– Ф09-7179/16
Дело в„– А60-50218/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.12.2015 по делу в„– А60-50218/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
территориального управления - Бабаев Э.А. (доверенность от 08.12.2015 в„– АР-16975/03);
открытого акционерного общества "Росипподромы" (далее - общество "Росипподромы") - Иванов С.И. (доверенность от 18.03.2016).
Общество "Росипподромы" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании п. 1 Распоряжения территориального управления от 01.07.2015 в„– 441-р с ретроактивным действием, незаконным (недействительным), обязании территориального управления выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Решением суда от 31.12.2015 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Жукова Т.М., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судами не учтено, что спорный земельный участок не исключался из плана приватизации. Как указывает территориальное управление, оно как представитель собственника полномочно определять судьбу федерального имущества, подлежащего приватизации, по своему усмотрению. Заявитель указывает, что обществом "Росипподромы" после подачи рассматриваемого заявления в суд подписан акт приема-передачи, в котором не поименован спорный земельный участок, в связи с чем считает, что общество "Росипподромы" признало, что оспариваемое распоряжение не нарушает его права и законные интересы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Росипподромы" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 в„– 1876-р, от 27.11.2010 в„– 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 в„– 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества "Росипподромы" является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых обществом "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Территориальным управлением вынесено Распоряжение от 01.10.2013 в„– 535-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче обществу "Росипподромы".
Во исполнение подп. "а", "б" п. 3 Распоряжения в„– 535-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 в„– 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 в„– 2102-р, 24.05.2012 в„– 840-р, от 26.12.2011 в„– 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 в„– ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Пунктом 1 Распоряжения территориального управления от 01.07.2015 в„– 441-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 01.10.2013 в„– 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций общества "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Данное распоряжение и акт приема-передачи, из которого исключен земельный участок с кадастровым номером 66:11:0000000:88, направлены в адрес общества "Росипподромы".
Полагая, что действия территориального управления, выразившиеся в изменении ранее изданного Распоряжения в„– 535-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88 и оспариваемое Распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы, общество "Росипподромы" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено, что в связи с внесением Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал общества "Росипподромы", территориальным управлением распоряжением от 01.07.2015 в„– 441-р внесены изменения в ранее принятое распоряжение от 01.10.2013 в„– 535-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 66:11:0000000:88.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" в„– 178-ФЗ: утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
На основании п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 в„– 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями в„– 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, вывод судов об отсутствии у территориального управления возможности самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества является обоснованным.
Судами верно указано, что последствием принятия оспариваемого Распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений, что в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
При этом в данном распоряжении отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии подп. 1 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требование заявителя.
Доводы территориального управления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводов судов о недействительности оспариваемого Распоряжения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.12.2015 по делу в„– А60-50218/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------