Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.07.2016 N Ф09-7030/16 по делу N А76-29491/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: В решении указано на неправомерность признания заявки победителя торгов соответствующей закону при отсутствии в ней сведений о наличии необходимой лицензии, предписано не заключать контракт, отменить протокол подведения итогов аукциона, продолжить процедуру торгов со стадии рассмотрения вторых частей заявок.
Решение: Требование удовлетворено, так как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, которая подлежит лицензированию, не является самостоятельным объектом закупки, а входит в состав подрядных работ по ремонту здания, подрядчик вправе привлечь субподрядчиков.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. в„– Ф09-7030/16

Дело в„– А76-29491/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Управление, антимонопольный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2016 по делу в„– А76-29491/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, приняли участие представители:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - учреждение) - Захарова М.В. (доверенность от 16.11.2015);
Управления - Васянина А.А. (доверенность от 30.05.2016 в„– 37).

Общество с ограниченной ответственностью "ЧелябСтройКомплект" (далее - ООО "ЧСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконными решения от 11.11.2015 по делу в„– 751-ж/2015 и предписания от 11.11.2015 по тому же делу.
Определением суда от 01.12.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А76-29491/2015, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, общество с ограниченной ответственностью "СтандартСтройСервисРемонт", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Определением суда от 05.02.2016 принято к производству заявление учреждения к Управлению о признании незаконными решения от 11.11.2015 по делу в„– 751-ж/2015 и выданное на основании решения предписание от 11.11.2015 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе по делу в„– 751-ж/2015. Делу присвоен номер А76-28719/2015.
Представителем учреждения в судебном заседании заявлено ходатайство об объединении дел в„– А76-29491/2015 и А76-28719/2015 в одно производство. Судом ходатайство удовлетворено, судебные дела в„– А76-29491/2015 и А76-28719/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А76-29491/2015.
Решением суда от 12.02.2016 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1, п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон в„– 44-ФЗ). Заявитель жалобы считает, что документация об аукционе требует наличия у самого участника закупки лицензии независимо от намерения выполнять работы самостоятельно или с привлечением субподрядчиков. Заявка ООО "ЧСК" признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации необоснованно, так как данным участником не представлены документы, предусмотренные п. 1 с. 1 ст. 31 Закона в„– 44-ФЗ, поименованные в п. 8 и 9 информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно не представлена копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Управление отмечает, что документацией об аукционе не предусмотрено право участника представлять в заявке договор субподряда и лицензию иного хозяйственного субъекта на осуществление указанного вида деятельности. Кроме того, на стадии рассмотрения вторых частей заявок участников закупки с ООО "ЧСК" еще не был заключен контракт, а, следовательно, оно не являлось подрядчиком по работам, требующимся заказчику.

Как следует из материалов дела, в Управление 03.11.2015 поступила жалоба ООО "СтандартСтройСервисРемонт" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона, объявленного учреждением (заказчик) путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 27.07.2015 (с изменениями от 11.09.2015) извещения о проведении аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 64 807 307,80 руб.
По состоянию на 11.11.2015 контракт по результатам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 02.11.2015 заявки ООО "ЧСК", ООО "СтандартСтройСервисРемонт", ООО "АКВИЛОН климат проф" решением аукционной комиссии признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, победителем аукциона стало ООО "ЧСК" с ценой предложения 63 835 198 руб. 18 коп.
Рассмотрев материалы дела, комиссия антимонопольного органа решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "СтандартСтройСервисРемонт" на действия аукционной комиссии в части неправомерного признания соответствующей заявки ООО "ЧСК" обоснованными, в части неправомерного признания соответствующей заявки ООО "АКВИЛОН климат проф" необоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 2, - пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание в„– 18 от 28.09.2015, которым:
1. Учреждению предписано:
1.1 с даты размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015;
1.2 разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте;
1.3 после исполнения пунктов 1.2, 2.1. - 2.4, настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Аукционной комиссии в срок до 20.11.2015:
2.1 принять решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2015;
2.2 передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, заказчику для размещения на официальном сайте;
2.3 рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе с учетом решения в„– 751-ж/2015 от 11.11.2015 в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2.4 после исполнения пунктов 1.2, 2.1. - 2.3. настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 16.11.2015 обеспечить учреждению, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания.
4. Учреждению в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.11.2015 года в адрес Управления представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), протоколы (решение), составленные по результатам исполнения пунктов 2.1, 2.3 настоящего предписания, подтверждение размещения указанных протоколов (решения), принятых по результатам исполнения пункта 2.1, 2.3 настоящего предписания, на официальном сайте.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа, ООО "ЧСК" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно положениям ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.1 Информационной карты документации об аукционе указаны требования к участникам электронного аукциона: "1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки: 1.1) наличие действующего Свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 в„– 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на виды работ согласно описанию объекта закупки, в том числе: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство, а также 1.2) наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя следующий перечень разрешенных видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной безопасности и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж и техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В п. 8 Информационной карты документации об аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: "2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона единым требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: - копию действующего Свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 в„– 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на виды работ согласно описанию объекта закупки, в том числе: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.; - копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включающую в себя следующий перечень разрешенных видов работ: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной безопасности и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Проектом договора на выполнение работ по капитальному ремонту, являющимся приложением в„– 15 к информационной карте документации об аукционе предусмотрено следующее:
- ".2.1. Подрядчик обязуется:
1) выполнить работы, указанные в пункте 1.2. настоящего договора, в соответствии с "Сводным сметным расчетом стоимости строительства" (Приложение в„– 1 к настоящему договору), Проектом "Капитальный ремонт стационара, лечебный корпус в„– 1 ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 42-а" (Приложение в„– 1а к настоящему договору), Локальными сметами (Приложения в„– 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 к настоящему договору), собственными и (или) привлеченными силами в сроки, указанные в пункте 1.3. настоящего договора;
24) предоставить заказчику надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и/или лицензии на осуществление определенной деятельности, предусмотренных настоящим договором, на которые необходимо наличие такого свидетельства/лицензии, или иной документ подтверждающий право подрядчика или привлекаемой им субподрядной организации выполнять данный вид работ.
При этом в случае выполнения указанных в настоящем пункте работ собственными силами подрядчика выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ и/или лицензия на осуществление данной деятельности должны быть выданы на имя подрядчика. В случае привлечения подрядчиком на выполнение указанных в настоящем пункте работ субподрядной организации подрядчик обязан предоставить надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией субподрядной организации свидетельства о допуске к таким видам работ и/или лицензии на осуществление данной деятельности.
- 2.2. Подрядчик имеет право:
1) привлечь к исполнению настоящего договора субподрядчиков (субподрядные организации), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В этом случае подрядчик несет ответственность за определенные в настоящем договоре сроки и качество работ, выполняемые привлеченными субподрядными организациями.
В случае привлечения субподрядной организации для выполнения работ по настоящему договору, предоставить заказчику в течение 3 (трех) дней с даты заключения соответствующего договора на субподряд следующие сведения: наименование субподрядной организации организационно-правовая форма, ИНН, ОГРН, юридический адрес, данные исполнительного органа, сумма договора, перечень видов работ, надлежащим образом заверенную копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и/или лицензии на осуществление данной деятельности, на которые необходимо наличие такого свидетельства/лицензии и выполняемые данной субподрядной организацией, или иной документ подтверждающий право субподрядной организации выполнять данный вид работ".
Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного или муниципального заказа.
Согласно п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу условий ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Исполнитель принял на себя обязательства выполнять работы по монтажу и ремонту заполнения проемов в противопожарных преградах, работы по монтажу и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, работы по монтажу и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Учитывая изложенное, установив, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту нежилого пристроенного здания, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав подрядных работ по ремонту здания, а также учитывая, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право привлекать субподрядные организации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2016 по делу в„– А76-29491/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------