По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.07.2016 N Ф09-7109/16 по делу N А07-20482/2015
Требование: Об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию.
Обстоятельства: Указано на то, что теплоснабжающая организация выставляла управляющей организации счета на оплату тепловой энергии по нормативу, не соответствующему нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как расчет произведен с учетом установленного в спорный период норматива, порядок расчета размера платы определялся на основании нормативного правового акта с использованием норматива потребления, оснований для перерасчета не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. в„– Ф09-7109/16
Дело в„– А07-20482/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Лимонова И.В., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - общество "Управдом") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2015 по делу в„– А07-20482/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Управдом" - Волкова О.Н. (доверенность от 11.01.2016).
Общество "Управдом" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС") об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию за период с 01.01.2014 по 31.08.2015, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 в„– 1034 с зачетом в счет будущих платежей за потребляемую тепловую энергию (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом на основании норм ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.12.2015 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "Управдом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, выставляя счета на оплату тепловой энергии по завышенной стоимости, ответчик нарушает права истца на оплату коммунальных услуг по их фактической стоимости (ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как отмечает общество "Управдом", объемы тепловой энергии в отношении жилых домов, расположенных по адресам: г. Салават, бульвар Космонавтов, 43, ул. Калинина, 96, ул. Губкина 15 "б", необоснованно выставлялись и выставляются по нормативу 0,023 Гкал/м2 в месяц, поскольку отопительные регистры отключены, а температура воздуха является ниже нормативной.Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу в„– А07-14701/2012 решение Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 в„– 1-6/90 "О внесении изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа г. Салават от 17.12.2012 в„– 1-3/52 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" признано недействующим в части утверждения с 01.01.2006 норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц, как не соответствующее Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 307).
Как установлено судами, обществом "Управдом" (потребитель) и обществом "БашРТС" (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2011 в„– 31271, в соответствии с которым теплоснабжающая организация отпускает потребителю через сети общества "БашРТС" тепловую энергию с теплоносителем "сетевая вода". Потребитель своевременно оплачивает тепловую энергию в порядке и сроки предусмотренные договором, а также соблюдает договорной режим потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии.
Впоследствии между обществом "Управдом" (потребитель) и обществом "БашРТС" (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) от 01.01.2014 в„– 31271/РТС, в соответствии с п. 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Договорный объем тепловой энергии и теплоносителя поставляемый и приобретаемый потребителем в точке поставки, определен в приложении в„– 1 к данному договору (п. 1.2 договора).
Общество "Управдом", обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением сослалось на то, что в период с 01.01.2014 по 31.08.2015 ответчик поставлял в жилые дома, расположенные по адресам: г. Салават, бульвар Космонавтов, 43, ул. Калинина, 96, ул. Губкина, 15 "б", тепловую энергию, объемы которой выставлялись по нормативу 0,023 Гкал/м2 в месяц.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2012 по делу в„– А07-14701/2012 решение Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 в„– 1-6/90 "О внесение изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа г. Салават от 04.12.2005 в„– 1-3/52 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" признано недействующим в части утверждения с 01.01.2006 норматива потребления коммунальной услуги на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,023 Гкал в месяц, на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения - 0,032 Гкал в месяц, как не соответствующие Правилам в„– 306.
После вступления в законную силу указанного решения Арбитражного суда Республики Башкортостан в адрес общества "Управдом" поступило обращение директора общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - общество "Жилкомзаказчик") Поярковой А.А. о перерасчете оплаты объемов тепловой энергии подвального помещения ЖЭУ-13 (общество "Жилкомзаказчик") по адресу: г. Салават, бульвар Космонавтов, 43, по фактическому потреблению тепловой энергии с приложенным расчетом.
Общество "Управдом" данный расчет направило в адрес общества "БашРТС" для проверки и после его подтверждения последним, общество "Управдом" выставило счет обществу "Жилкомзаказчик" на сумму 12 577 руб. 84 коп.
Указывая на то, что общество "БашРТС" с 01.01.2014 выставляло обществу "Управдом" счета на оплату тепловой энергии по нормативу, не соответствующему нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды, обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названными Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении данного спора судами установлено, что общество "Управдом" приобретало тепловую энергию по договору теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) от 01.01.2014 в„– 31271/РТС.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Согласно абз. 1 п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абз. 1 п. 13 Правил в„– 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 42(1) Правил в„– 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения в„– 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Ответчик поставлял в жилые дома, расположенные по адресам: г. Салават, бульвар Космонавтов, 43, ул. Калинина, 96, ул. Губкина, 15 "б", тепловую энергию, объемы которой выставлялись по нормативу 0,023 Гкал/м2 в месяц.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857) Правила в„– 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принимать решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными данным постановлением;
б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 разрешено принимать решения о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами в„– 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Республики Башкортостан приняло постановление от 31.08.2012 в„– 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительство Республики Башкортостан приняло постановление от 31.08.2012 в„– 300), которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами в„– 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Судами установлено, что по состоянию на 30.06.2012 в городском округе г. Салават действовал норматив на отопление 1 кв. м. общей площади жилого помещения - 0,0243 Гкал в месяц.
В п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 в„– 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" указано, что данное постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами в„– 354.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что в спорном периоде действовал норматив 0,0243 Гкал в месяц на отопление 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Отклоняя возражения общества "Управдом" о неверном расчете обществом "БашРТС" объемов тепловой энергии, потребленной жителями спорных домов, суды обоснованно исходили из того, что на 30.06.2012 действовал норматив по отоплению 0,0243 Гкал, применение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857 и принятым в его развитие постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 года в„– 300.
При этом порядок расчета размера платы исчисляется по формуле согласно Правилам в„– 307, а дата, по состоянию на которую используется норматив потребления тепловой энергии, определена императивно Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857.
При этом, вопреки утверждению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению определялся на основании Правил в„– 307 с использованием норматива потребления тепловой энергии по отоплению по состоянию на 30.06.2012, а не на основании нормативов, установленных решением Совета городского округа г. Салават от 02.03.2006 в„– 1-6/90 "О внесение изменений и дополнений в решение сессии Совета городского округа г. Салават от 04.12.2005 в„– 1-3/52 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" и на которые ссылалось общество "Управдом" в исковом заявлении.
С учетом вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований обществу "Управдом".
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы, указанные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, а также процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Управдом" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2015 по делу в„– А07-20482/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.САФРОНОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
С.Н.СОЛОВЦОВ
------------------------------------------------------------------