По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2016 N Ф09-6762/16 по делу N А34-5146/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован внесением изменений в положения Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок предоставления участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на день вступления в силу указанных изменений решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, принято не было, возможность предоставления участка по ранее существовавшей процедуре утрачена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. в„– Ф09-6762/16
Дело в„– А34-5146/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Газаряна Карена Викторовича (ИНН: 450700030959, ОГРН: 305451001400264; далее - ИП Газарян К.В., Газарян К.В., предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу в„– А34-5146/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ИП Газаряна К.В. - Газарян К.В. (паспорт), Катынкин В.С. (доверенность от 08.06.2016);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (ОГРН: 1074501006931; далее - Департамент) - Несговорова О.Г. (доверенность от 05.10.2015).
ИП Газарян К.В. обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения о предварительном согласовании места размещения объекта в г. Кургане, ул. Сибирская, 46 "б", и возложении обязанности на Департамент завершить процедуру оформления земельного участка путем выдачи решения о предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 46 "б" для строительства здания фитнес-центра (с учетом уточнения требований принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 (судья Крепышева Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Предприниматель полагает, что при обращении с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта здания фитнес-центра, решение данного вопроса входило в компетенцию Департамента.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что Департамент обладал полномочиями по распоряжению земельными участками, а также принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждать акт выбора земельного участка. Отмечает, что полномочия Департамента упразднены лишь 05.05.2015.
Как следует из материалов дела, ИП Газарян К.В. 11.04.2000 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет с присвоением ИНН 450700030959 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Курганской области.
Предприниматель 24.12.2014 обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения здания фитнес-центра на земельном участке с ориентировочной площадью до 400 кв. м, расположенном в г. Кургане, в районе пересечения ул. Аргентовского, 8 и ул. Сибирская, 46 на праве аренды.
В городской газете "Курган и Курганцы" 27.01.2015 опубликовано информационное сообщение Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент архитектуры) о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе здания фитнес-центра в районе пересечения ул. Аргентовского, 8 и ул. Сибирская, 46.
Постановлением Администрации города Кургана от 25.02.2015 в„– 1683 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 371 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:070507, с категорией земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - спорт (для размещения здания фитнес-центра), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, улица Сибирская, 46б.
Комиссией Департамента 26.02.2015 согласован акт в„– 85 о выборе земельного участка для строительства, с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения здания фитнес-центра по указанному адресу на основании обращения Газаряна К.В.
Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области (далее - Комитет) согласовано предварительное размещение объекта капитального строительства на земельном участке общей площадью 0,0371 га по названному адресу для проектирования здания (письмо от 27.02.2015 в„– 234).
Департаментом архитектуры в адрес Департамента для принятия решения с учетом информации о наличии обращений других заявителей направлены документы по выбору земельного участка по указанному адресу для строительства здания фитнес-центра (письмо от 27.02.2015 в„– С-11).
Газарян К.В. 27.02.2015 обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра на земельном участке площадью 0,0371 га, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Сибирская, 46Б, которое Департаментом со ссылкой на вступившие в силу с 01.03.2015 изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 171), 03.03.2015 направлено в адрес Администрации города Кургана для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения (письмо в„– 09-01-1221).
Предприниматель проинформирован Департаментом архитектуры о том, что вступившим в силу с 01.03.2015 Федеральный закон в„– 171 отменены ст. 30 и 31 Земельного кодекса, регулирующие процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установления в соответствии с п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса предоставления земельных участков для строительства зданий, сооружений путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о подготовке, организации и проведении в течение 2015 года аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по ул. Сибирская, 46б (письмо от 03.04.2015 в„– Г-774).
Полагая незаконным бездействие Департамента по невыдачи решения о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центр по заявлению предпринимателя, в связи с чем нарушены его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Газарян К.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания незаконным бездействия Департамента с целью воспрепятствования реализации прав предпринимателя на предоставление земельного участка под строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного кодекса (ст. 29 Земельного кодекса в ред. от 22.01.2015).
Пунктом 1 ст. 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства
В силу п. 5 названной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса).
Пунктом 8 ст. 31 Земельного кодекса предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, далее - Федеральный закон в„– 137) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При исследовании обстоятельств по делу судами обеих инстанций установлено следующее.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 в„– 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в ред. Закона от 30.06.2014 в„– 44) Департамент как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладал полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Кургана, для строительства и заключению соответствующих договоров.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.08.2012 в„– 5811 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом архитектуры муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства" (далее - Административный регламент).
Основанием для начала выполнения административной процедуры является получение заявления и прилагаемых к нему документов отделом архитектуры и градостроительства Департамента (п. 36 Административного регламента).
Согласно п. 37 Административного регламента специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента в течение 3 дней со дня получения заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и осуществляет выезд на месторасположение земельного участка. Должностное лицо Департамента в течение 7 дней выносит заявление с прилагаемыми документами на рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройке города Кургана для принятия решения о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке. На основании решения Комиссии о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке, оформленного протоколом, должностное лицо Департамента, не позднее 2 дней с момента принятия решения Комиссией, поручает специалисту отдела архитектуры и градостроительства Департамента опубликовать в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, разместить на официальном сайте муниципального образования города Кургана информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Максимальный срок исполнения административной процедуры - 14 дней.
В соответствии с п. 42 Административного регламента специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента обеспечивает публикацию в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и размещение на официальном сайте муниципального образования города Кургана информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка других заявлений на данный земельный участок не поступило, должностное лицо Департамента принимает решение о выборе земельного участка.
Федеральным законом в„– 171 с 01.03.2015 признаны утратившими силу ст. 30, 31 Земельного кодекса, с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона в„– 171 предусмотрено, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31, 32 Земельного (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Суды верно посчитали, что с учетом изменений действующего законодательства, по процедуре предварительного согласования спорный земельный участок мог быть предоставлен в аренду, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судами установлено, что такое решение Департаментом до 01.03.2015 не принято; предприниматель 27.02.2015 обратился с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра (последний рабочий день).
Таким образом, суды обоснованно сделан вывод о том, что в данном конкретном случае положения ст. 34 Федерального закона в„– 171 не возлагают на Департамент обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст. 31 Земельного кодекса, соответственно, с 01.03.2015 на Департамент с учетом установленных обстоятельств не может быть возложена обязанность, предусмотренная ст. 31 Земельного кодекса, утратившей силу, по принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, письмом 03.03.2015 в„– 09-01-1221 Департаментом направлено в адрес Администрации города Кургана обращение Газаряна К.В. о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра на земельном участке по указанному адресу для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения.
Заявитель проинформирован Департаментом архитектуры об отмене Федеральным законом в„– 171, вступившим в силу с 01.03.2015, ст. 30 и 31 Земельного кодекса, регулирующих процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, и установлении в соответствии с п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса предоставления земельных участков для строительства зданий, сооружений путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о подготовке, организации и проведении в течение 2015 года аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по ул. Сибирская, 46б.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательства, доводы и возражения сторон в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что совершенные Департаментом действия не могут быть расценены как бездействия, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения здания фитнес-центра по адресу г. Курган, ул. Сибирская, 46б, имеющее своей целью воспрепятствования реализации заявителем прав на получение земельного участка по основаниям в порядке, предусмотренном Земельным кодексом в редакции до вступления в законную силу Федерального закона в„– 171.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также с учетом установленных обстоятельств дела, судами правомерно отказано ИП Газаряну К.В. в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.02.2016 по делу в„– А34-5146/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Газаряна Карена Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить ИП Газаряну Карену Викторовичу из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 11.05.2016 Курганского отделения в„– 8599 филиала в„– 45 Сбербанка России.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
А.Н.ТОКМАКОВА
------------------------------------------------------------------