По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2016 N Ф09-7621/16 по делу N А47-10875/2015
Требование: О признании недействительными решений органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Страхователю начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством со ссылкой на невключение в базу сумм выплат целевой стимулирующей надбавки к заработной плате.
Решение: Требование удовлетворено, так как спорные выплаты не зависят от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчисляются на основе установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрены трудовым договором, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. в„– Ф09-7621/16
Дело в„– А47-10875/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2016 по делу в„– А47-10875/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От открытого акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее - общество, заявитель, плательщик) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решений учреждения от 02.09.2015 в„– 1/24, 2/24, 3/24, 4/24 об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 22.01.2016 (судья - Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение выражает несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для обложения страховыми взносами спорных выплат со ссылкой на разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку содержащаяся в указанном судебном акте правовая позиция, высказана применительно к выплатам иного характера; просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что в отношении заявителя проведены камеральные проверки, представленных им 24.04.2015 сведений о внесении страховых взносов, уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), по результатам которых составлены акты от 20.07.2015 в„– 1/24, в„– 2/24, в„– 3/24 и в„– 4/24, в соответствии с которыми установлено нарушение законодательства о страховых взносах.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.07.2015 в„– 1/24 учреждением вынесено решение от 02.09.2015 в„– 1/24 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы 4-ФСС в части доначисленных страховых взносов в сумме 53 659 руб. 52 коп., сумму отразить в отчете.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.07.2015 в„– 2/24 учреждением вынесено решения от 02.09.2015 в„– 2-24 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы 4-ФСС в части доначисленных страховых взносов в сумме 52 564 руб. 14 коп., сумму отразить в отчете.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.07.2015 в„– 3/24 учреждением вынесено решения от 02.09.2015 в„– 3-24 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы 4-ФСС в части доначисленных страховых взносов в сумме 59 559 руб. 16 коп., сумму отразить в отчете.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.07.2015 в„– 4/24 учреждением вынесено решения от 02.09.2015 в„– 4-24 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы 4-ФСС в части доначисленных страховых взносов в сумме 60 828 руб. 84 коп., сумму отразить в отчете.
Основанием для доначисления указанных сумм недоимки послужили выводы Фонда о том, что плательщик неправомерно занизил базу для начисления страховых взносов путем неотнесения к объекту обложения страховыми взносами сумм выплат целевой стимулирующей надбавки к заработной плате работников, подавших заявление на перечисление добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 в„– 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон о дополнительных страховых взносах).
Несогласие с выводами учреждения послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, придя к выводу об отсутствии оснований для обложения целевой стимулирующей надбавки страховыми взносами, удовлетворили требования заявителя.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч. 1 ст. 18 Закона о страховых взносах).
При исследовании обстоятельств рассматриваемого дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом в соответствии со ст. 9 Закона о страховых взносах исключены из облагаемой базы выплаты сотрудникам целевой стимулирующей надбавки к заработной плате.
Учреждение, указав на то, что выплаты сотрудникам целевой стимулирующей надбавки к заработной плате, произведенные обществом в рамках трудовых отношений, не поименованы в ст. 9 Закона о страховых взносах, пришло к выводу о том, что данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в установленном порядке.
С учетом правильности применения указанных выше норм права, а также положений ст. 15, 16, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), суды верно указали на то, что основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Однако сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 9 Закона о страховых взносах установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. "и" п. 2 ч. 1 указанной статьи Закона).
Закона о страховых взносах не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в связи с чем этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из положений ст. 164 Трудового кодекса, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Такие выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Статьей 165 Трудового кодекса предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
По результатам исследования имеющихся в материалах дела документов, судами установлено, что в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах на предприятии 30.04.2010 утверждено "Положение о корпоративном пенсионном обеспечении персонала" (далее - положение), на основании которого обществом производится стимулирование сотрудников.
Порядок осуществления стимулирующих выплат установлен разделом 5.3.1 указанного положения.
Таким образом, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании указанные выше доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что указанная выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляется исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрена трудовым договором с работником, не зависит от трудовых успехов работника и не является средством вознаграждения за труд, арбитражный суд, сославшись на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 в„– 304-КГ15-10924 по делу в„– А27-22113/2014, а также правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 17744/12, верно заключил, что данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы учреждения относительно того, что спорные выплаты являются иными выплатами, предусмотренными законодательством, осуществляемыми в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению страховыми взносами, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно ими отклонены, как не основанные на нормах права и направленные на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2016 по делу в„– А47-10875/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН
Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
------------------------------------------------------------------