По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2016 N Ф09-5710/16 по делу N А07-18716/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду для жилищного строительства, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Общество полагало, что, осуществляя комплексное освоение спорной территории, имеет право на заключение договоров аренды без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оснований для предоставления обществу участков без проведения торгов не имелось, ранее действовавшие договоры заключены с ним по истечении установленного законом льготного срока, не предусматривали максимальные сроки осуществления строительства и иных работ, не возлагали на общество соответствующие обязанности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. в„– Ф09-5710/16
Дело в„– А07-18716/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЖУТ-СТ" (далее - общество "Джут-СТ") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу в„– А07-18716/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Джут-СТ" - Шаронова В.С. (доверенность от 21.06.2016).
Общество "Джут-СТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010144:374, 02:55:010144:375, 02:55:010144:378, 02:55:010144:380, 02:55:010144:381, 02:55:010144:377 в аренду, выраженного в письме в„– 8266, 15913 от 13.07.2015, об обязании Администрации в лице Управления в срок, не превышающий четырнадцати дней со дня вступления в законную силу решения, направить в адрес общества "Джут-СТ" проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010144:374, 02:55:010144:375, 02:55:010144:378, 02:55:010144:380, 02:55:010144:381, 02:55:010144:377 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 07.12.2015 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Джут-СТ" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы полагает, что на основании ч. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) он имеет преимущественное право на заключение договора аренды земельных участков без торгов. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество "Джут-СТ" это право уже реализовало, является неправомерным, поскольку договоры аренды от 26.06.2008 в„– 930, 931, 932 были заключены до утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного учета земельных участков, а договоры аренды от 17.07.2013 в„– 820-13, 821-13, 822-13, 823-13, 824-13, от 07.08.2013 в„– 980-13 не прошли государственную регистрацию в связи с незаконными действиями Администрации и не вступили в законную силу не по вине общества. В связи с рассмотрением дела в„– А07-8527/2013 и наложенными в рамках данного дела обеспечительными мерами, общество "Джут-СТ" не могло получить разрешение на строительство и возвести объекты незавершенного строительства. Общество также не согласно с выводами судов об отсутствии у него статуса арендатора, поскольку пресекательный срок в п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) не установлен, а отсутствие акта приема-передачи спорных земельных участков от арендатора арендодателю и оформление новых договоров аренды на срок до 31.12.2014 свидетельствует о сохранении обязательственных отношений между сторонами спора.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что срок для обращения общества "Джут-СТ" с заявлением не истек, поскольку совершенные в ходе оформления документации для получения спорных земельных участков в аренду мероприятия свидетельствуют о выполнении заявителем требований закона. Заявитель жалобы указывает, что обжалуемый отказ Администрации был единым на два обращения заявителя, на письмо от 02.09.2014 в„– 192 и от 19.03.2015 в„– 39. При этом общество "Джут-СТ" отмечает, что при комплексном освоении квартала в„– 473 для жилищного строительства оно понесло колоссальные затраты на благоустройство и расселение, а указанное, по его мнению, является убытками, вследствие неправомерных действий Администрации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Между Администрацией и обществом "Джут-СТ" заключен договор от 09.09.2002 в„– 4248, по условиям которого, Администрация разрешает обществу "Джут-СТ" проектирование жилого дома с административными помещениями и магазинами на первом этаже, с размещением подземной автостоянки на прилегающей территории по ул. Аксакова в кв. 473 в Кировском районе города со сносом жилого дома в„– 42 по ул. Аксакова, магазина "Корд" по ул. Аксакова, 44, складских помещений ГУ СП "Башсельхозтехника", гаража ГУИН МЮ РБ, гаража УСЭН Кировского района, самовольно установленных металлических гаражей, (п. 1 названного договора).
Согласно п. 2 вышеназванного договора общество "Джут-СТ" обязалось осуществить выполнение проектно-изыскательских работ в срок до 15.01.2004, после утверждения рабочего проекта градостроительным советом в течение одного месяца заключить с Администрацией города договор об условиях и сроках строительства жилого дома.
Между Администрацией и обществом "Джут-СТ" заключен договор от 25.10.2004 в„– 4774/1, согласно п. 1 которого Администрация предоставляет обществу "Джут-СТ" право на проектирование жилого многоэтажного дома лит. 1 (Секции "В" "Г") со встроенными административными помещениями у пересечения ул. Свердлова и ул. Аксакова (II очередь) общей площадью 3 708,20 кв. м.
Общество "Джут-СТ" обязалось осуществить выполнение проектно-изыскательских работ и подготовительных работ в срок до 30.12.2005. При этом в течение одного месяца после согласования рабочего проекта общество "Джут-СТ" обязалось заключить договор с администрацией города на период строительства объекта, в котором определить сроки строительства и долю администрации города за предоставление права застройки на земельном участке, с указанием объема денежных средств на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, и конкретных номеров передаваемых квартир (п. 2 договора от 25.10.2004 в„– 4774/1).
Между Администрацией и обществом "Джут-СТ" заключен договор от 23.08.2005 в„– 5537, по условиям которого Администрация предоставляет обществу "Джут-СТ" право застройки земельного участка в Кировском районе города Уфа на проектирование жилого многоэтажного дома в„– 1 (Секции "В" "Г") со встроенными административными помещениями у пересечения ул. Свердлова и ул. Аксакова (II очередь) общей площадью 3708,20 кв. м (п. 1 указанного договора).
Согласно п. 2 договора от 23.08.2005 в„– 5537 общество "Джут-СТ" обязалось в течение 2-х месяцев с момента ввода в эксплуатацию на основании сессии Уфимского городского совета от 30.11.2004 в„– 8/9 передать с чистовой отделкой администрации ее долю, произвести перечисление денежных средств на расчетный счет администрации города за предоставление права застройки, построить дождевой коллектор, тепловой пункт, восстановить асфальтовое покрытие.
Постановлением Администрации от 28.02.2007 в„– 830 обществу "Джут-СТ" предоставлен земельный участок площадью 33021 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов в квартале 473, ограниченный улицами Коммунистической, Гоголя, Свердлова, Аксакова в Кировском районе города Уфа в аренду сроком на 360 дней для проведения работ по проектированию и строительству квартала 473. Основанием для предоставления земельного участка послужило предварительное согласование места размещения объекта строительства для общества "Джут-СТ", предусмотренного ненормативными правовыми актами о разработке проекта реконструкции застройки квартала.
Постановлением главы Администрации от 02.07.2008 в„– 3155 в вышеназванное постановление от 28.02.2007 в„– 830 внесены изменения, в соответствии с которыми обществу "Джут-СТ" предоставляются в аренду сроком на 3 года для проведения работ по проектированию и строительству квартала 473: земельный участок площадью 18311 кв. м с кадастровым номером 02:55:010144:53, земельный участок площадью 5279 кв. м с кадастровым номером 02:55:010144:54, земельный участок площадью 3571 кв. м с кадастровым номером 02:55:010144:55.
С обществом "Джут-СТ" были заключены договоры аренды от 20.07.2008 в„– 930-08, в„– 931-08, в„– 932-08 вышеназванных земельных участков сроком до 28.02.2010.
Постановлением Администрации от 03.05.2012 в„– 1638 срок указанных договоров продлен до 31.12.2014.
Постановлением главы Администрации в„– 3630 утвержден проект планировки территории квартала в„– 473, ограниченного улицами Аксакова, Коммунистической, Гоголя и Свердлова в Кировском районе города Уфа площадью 6,7 га.
Постановлением главы Администрации от 24.04.2013 в„– 1856 Управлению было предписано заключить с обществом "Джут-СТ" договоры аренды земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, находящихся в квартале 473, сроком до 31.12.2014, в том числе земельных участков: с кадастровым номером 02:55:010144:220 площадью 655 кв. м для проектирования и строительства блока обслуживания для оздоровительных занятий и встроенной подземной автостоянкой; с кадастровым номером 02:55:010144:221 площадью 423 кв. м для проектирования и строительства административного здания; с кадастровым номером 02:55:010144:224 площадью 6523 кв. м для проектирования и строительства жилого дома со встроенно-пристроенным магазином, офисными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой; с кадастровым номером 02:55:010144:226 площадью 7987 кв. м для проектирования и строительства 6-тисекционного жилого дома со встроенным магазином, встроенными офисными помещениями и встроенно-пристроенной автостоянкой; с кадастровым номером 02:55:010144:227 площадью 57 кв. м для проектирования и строительства трансформаторной подстанции; с кадастровым номером 02:55:0101228 площадью 60 кв. м для проектирования и строительства трансформаторной подстанции.
Между Управлением и обществом "Джут-СТ" были оформлены 17.07.2013 договоры аренды вышеназванных земельных участков в„– 820-13, 821-13, 822-13, 823-13, 824-13, от 07.08.2013 в„– 980-13 сроком до 31.12.2014. Сведений об осуществлении государственной регистрации вышеназванных договоров материалы дела не содержат.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.01.2014 по делу в„– А07-8527/2013 договор аренды в„– 930-08 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010144:54, общей площадью 5 279 кв. м, признан недействительной сделкой в части предоставления в аренду части данного земельного участка площадью 2 918 кв. м, являющейся земельным участком с кадастровым номером 02:55:010144:2. Кроме того, были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 02:55:010144:219; 02:55:010144:220; 02:55:010144:221; 02:55:010144:223; 02:55:010144:224; 02:55:010144:225; 02:55:010144:226; 02:55:010144:227; 02:55:010144:228, имеющих статус "временные".
Из заключения общества с ограниченной ответственностью "Городской кадастр" и общедоступных сведений Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Башкортостан усматривается, что в результате кадастровых работ по перераспределению земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010144:54 и 02:55:010144:55, после аннулирования сведений о вышеназванных земельных участках, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения в статусе "временные" о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010144:374, 02:55:010144:375, 02:55:010144:378, 02:55:010144:380, 02:55:010144:381, 02:55:010144:377.
Общество "Джут-СТ" 19.03.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.04.2013 в„– 1856 и заключении сроком до 2017 года договоров аренды земельных участков с обществом "Джут-СТ" по кварталу в„– 473, ограниченного улицами Аксакова, Коммунистическая, Гоголя и Свердлова в Кировском районе города Уфа по следующим пунктам:
п. 1. заключить договоры сроком до 31.12.2017.
п. 1.1 изменить кадастровый номер 02:55:010144:220 на 02:55:010144:374 (площадью 655 кв. м)
п. 1.2 изменить кадастровый номер 02:55:010144:221 на 02:55:010144:375 (площадью 423 кв. м)
п. 1.3 изменить кадастровый номер 02:55:010144:224 на 02:55:010144:378 изменить: площадью 6522 (было 6523) кв. м
п. 1.4 изменить кадастровый номер 02:55:010144:226 на 02:55:010144:380 изменить: площадью 4756 (было 7987) кв. м
п. 1.5 изменить кадастровый номер 02:55:010144:227 на 02:55:010144:381 (площадью 57 кв. м)
п. 1.6 изменить кадастровый номер 02:55:010144:228 на 02:55:010144:377 (площадью 60 кв. м)
п. 2.1.1 изменить кадастровый номер 02:55:010144:220 на 02:55:010144:374
п. 2.1.2 изменить кадастровый номер 02:55:010144:221 на 02:55:010144:375
п. 2.1.3 изменить кадастровый номер 02:55:010144:224 на 02:55:010144:378
п. 2.1.4 изменить кадастровый номер 02:55:010144:226 на 02:55:010144:380
п. 2.1.5 изменить кадастровый номер 02:55:010144:227 на 02:55:010144:381
п. 2.1.6 изменить кадастровый номер 02:55:010144:228 на 02:55:010144:377.Письмом от 13.07.2015 исх. в„– 8266,15913 Управление сообщило обществу "Джут-СТ" об отсутствии совокупности условий, предусмотренных подп. 1 - 30 п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для заключения договоров аренды без проведения торгов.
Ссылаясь на осуществление комплексного освоения спорной территории, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявленных требований посчитал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие заключение Администрацией и обществом "Джут-СТ" договора комплексного освоения территории. Установив, что на момент обращения за испрашиваемыми земельными участком общество "Джут-СТ" их арендатором не являлось, поскольку договор аренды от 20.07.2008 в„– 930-08 признан недействительным, а договор от 20.07.2008 в„– 932-08 расторгнут по соглашению сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества права на предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей после 01.03.2015).
Суд апелляционной инстанции, установив последовательное выполнение обществом "Джут-СТ" на основании издаваемых Администраций актов и заключаемых сторонами соглашений действий по расселению жилых домов, получению технических условий снабжения квартала сетевыми ресурсами, не согласился с судом первой инстанции и пришел к выводу о наличии между сторонами соглашения о комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства имевшего место до 30.12.2004. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции посчитал, что у общества "Джут-СТ" право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов не имеется, поскольку право предоставленное п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) было обществом реализовано, а совокупность условий, указанная в п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) отсутствует.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства могли предоставляться в аренду только на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 данного Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлена обязанность арендатора земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, выполнять требования, предусмотренные подп. 8 п. 3 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду либо, если указанные земельные участки образованы из предусмотренного п. 10 настоящей статьи земельного участка, в аренду.
Следовательно, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду в границах ранее предоставленного земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства возникает у арендатора, который выполняет требования, предусмотренные подп. 8 п. 3 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков.
Поскольку возможность получения земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности была предоставлена Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", то в п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) содержались переходные положения, регулирующие порядок заключения договоров аренды в указанных целях.
Согласно п. 15 ст. 3 Вводного закона до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с данным пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
При этом договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, мог быть заключен на срок не более девяти месяцев. Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, не мог быть продлен.
Арендатор земельного участка, предоставленного в соответствии с названным пунктом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, до истечения срока, указанного в абзаце одиннадцатом данного пункта, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах ранее предоставленного земельного участка, имеет преимущественное право заключить договоры аренды указанных земельных участков. К таким договорам применяются требования, предусмотренные абзацами шестым - десятым названного пункта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор от 09.09.2002 в„– 4248, от 25.10.2004 в„– 4774/1, от 23.08.2005 в„– 5537, а также первичные документы, подтверждающие их выполнение, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о существовании имевшего место между обществом "Джут-СТ" и Администрацией до 30.12.2004 соглашения о комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства, что свидетельствует о соблюдении условий п. 15 ст. 3 Вводного закона и наличии оснований для предоставления обществу "Джут-СТ" земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов.
Однако, общество "Джут-СТ" указанным правом в установленном порядке не воспользовалось, поскольку договоры в„– 930-08, в„– 931-08, в„– 932-08 заключены по истечении льготного срока, то есть после 30.12.2007 (20.07.2008), сроком более чем на девять месяцев (до 28.02.2010 с продлением до 31.12.2014), в договорах не были предусмотрены максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (п. 3 ст. 30.2, подпункты 6 - 8 п. 3 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015)). Более того, из содержания представленных договоров следует, что на арендатора указанные обязанности по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории, по выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, по осуществлению жилищного строительства и иного строительства с указанием соответствующих сроков не возлагались.
Доказательств, подтверждающих, что договоры не были заключены в установленные законом сроки по вине Администрации, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1.1. указанных договоров земельные участки предоставляются для проектирования и строительства квартала 473. Иной конкретизации обязанностей арендатора договоры не содержат.
На основании вышеизложенного у общества "Джут-СТ" в результате заключения договоров от 20.07.2008 в„– 930-08, в„– 931-08, в„– 932-08 не возникло право, предусмотренное п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, поскольку они не являются договорами аренды земельных участков предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства в смысле указанной статьи.
Как следует из п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
На основании п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В подп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подп. 6 и 8 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (подп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации)
Поскольку договоры аренды земельных участков от 20.07.2008 в„– 930-08, в„– 931-08, в„– 932-08 не являются договорами аренды земельных участков предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, то оснований, предусмотренных подп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015), для предоставления обществу "Джут-СТ" без проведения торгов земельного участка для строительства не имелось.
В силу пункта 15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В актах осмотра и установления фактического использования спорных земельных участков от 18.11.2015 указано, что строительство на них не ведется.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ в предоставлении обществу земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, которое не лишено возможности заключить договор аренды спорных земельных участков на торгах, согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Довод заявителя жалобы о том, что он обращался за заключением договоров аренды до истечения срока действия ранее заключенных договоров, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку с учетом установленных обстоятельств об отсутствии предусмотренных подп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, не имеет значения.
Довод общества "Джут-СТ" о затратах, понесенных им при освоении ранее предоставленных земельных участков, судом отклоняется, поскольку не относится к предмету рассматриваемого спора.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, кроме того являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу в„– А07-18716/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЖУТ-СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------