По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2016 N Ф09-7141/16 по делу N А71-7711/2015
Требование: Об обязании возвратить излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Обстоятельства: Обществом ошибочно внесена плата с применением повышающего коэффициента.
Решение: Требование удовлетворено в части периода, в отношении которого не пропущен срок исковой давности, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства с применением повышающего коэффициента у него отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. в„– Ф09-7141/16
Дело в„– А71-7711/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (ИНН: 1831099255, ОГРН: 1041800269928; далее - Росприроднадзор, управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2015 по делу в„– А71-7711/2015 и постановление Семнадцатого апелляционного арбитражного суда от 28.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "ИЦ "Ваш Консультант" (ИНН: 1834041334, ОГРН: 1071840005863; далее - общество "ИЦ "Ваш Консультант", общество) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество "ИЦ "Ваш консультант" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Росприроднадзору, об обязании осуществить возврат излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с октября 2010 года по декабрь 2012 гг. в размере 63 179 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.09.2014 по делу в„– А71-3286/2014 заявленные требования удовлетворены частично. На управление возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов в общей сумме 57 737 руб. 30 коп.; кроме того, с управления взысканы 2 309 руб. 49 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу решение суда первой инстанции изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Информационный Центр "Ваш Консультант" требований отказать в полном объеме".
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2015 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 оставлено без изменения. Рассматривая кассационную жалобу по данному делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что общество является собственником произведенных им отходов, размещение отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с этим должно вносить плату за размещение отходов.
Общество "ИЦ "Ваш консультант" вновь обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с аналогичным требованием к управлению об обязании осуществить возврат излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2011 - 2013 гг. в размере 50 543 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2015 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично. На управление возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов в сумме 16 170 руб. 78 коп., а также с управления в пользу общества взыскано 646 руб. 91 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель указывает, что выводы судов, изложенные в названных судебных актах не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушают положения Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды"), постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды РФ).
Управление считает, что порядок предоставления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 в„– 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", предусматривает представление корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представление корректирующих расчетов должно быть осуществлено в разумные сроки, с соблюдением сроков исковой давности.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что обществом в представленных расчетах за 4 квартал 2010 по 4 квартал 2012 годы, не заполнены строки "код 038" - платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов". Отмечает, что приложении в„– 1 к письму от 22.04.2014 в„– 7 "Расчет суммы возврата излишне уплаченной платы за сверхлимитное размещение отходов" также отсутствуют суммы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Управление полагает, что право на возврат платы за размещение отходов без повышающего пятикратного коэффициента субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, получают только при предоставлении в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Ссылается на то, что обществом в 2010 - 2012 отчеты, предусмотренные приказом Минприроды РФ, не представлялись.
Кроме того, управление считает, что письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 в„– ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" не является нормативным правовым актом.
С учетом этого, заявитель жалобы полагает, что у общества отсутствует излишне уплаченная сумма платы за размещение отходов за период с 4 квартала 2010 по 4 квартал 2012 гг.
В отзыве на кассационную жалобу общество полагает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, в связи с чем просит указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ИЦ "Ваш Консультант" является субъектом малого предпринимательства, осуществляет предпринимательскую деятельность в офисном помещении, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 111, корпус 202/2, арендованном у общества с ограниченной ответственностью "Билдинг Сервис Груп Ижевск" на основании договора субаренды от 01.01.2010 в„– 02/10, сроком действия до 30.11.2010, предусмотрена также пролонгация этого договора.
В пункте 3.2. названного договора определены условия оказания услуг по уборке бытового мусора на возмездной основе.
Обществом в период 2010 - 2013 гг. в управление представлены расчеты плат за негативное воздействие на окружающую среду, в которых указано количество образовавшихся от его деятельности твердых отходов 4 класса опасности; им не разработан лимит образования и размещения отходов; в расчетах обществом ИЦ "Ваш консультант" применялся пятикратный коэффициент к нормативу платы за размещение отходов.
Согласно расчетам общая сумма перечисленных обществом "ИЦ "Ваш консультант" денежных средств в виде платы за размещение отходов производства и потребления составила 63 179 руб. 58 коп. (платежные поручения от 20.01.2011 в„– 48 - 5442 руб. 28 коп. за 4 квартал 2010; от 20.04.2011 в„– 345 - 7 660 руб. 99 коп. за 1 квартал 2011; от 18.07.2011 в„– 689 - 8 394 руб. 51 коп. за 2 квартал 2011; от 18.10.2011 в„– 1012 - 8 272 руб. 28 коп. за 3 квартал 2011; от 19.01.2012 в„– 38 - 7 049 руб. 75 коп. за 4 квартал 2011; от 20.04.2012 в„– 301 - 6 146 руб. 30 коп. за 1 квартал 2012; от 17.07.2012 в„– 561 - 6 579 руб. 10 коп. за 2 квартал 2012; от 16.10.2012 в„– 829 - 6 752 руб. 26 коп. за 3 квартал 2012; от 18.01.2013 в„– 47 - 6 882 руб. 11 коп. за 4 квартал 2012).
В ответ на обращение общества о возврате излишне уплаченной платы за сверхлимитное размещение расходов в размере 26 359 руб. 77 коп. (письмо от 12.07.2013 в„– 54), в размере 36 819 руб. 81 коп. (письмо от 19.12.2013 в„– 138), Росприроднадзором сообщено об обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также о необходимости представления документов подтверждающих движение отходов.
В адрес управления обществом "ИЦ "Ваш консультант" направлено письмо от 24.12.2013 в„– 143, в котором оно просило возвратить ошибочно перечисленную плату за размещение отходов, направив корректирующие расчеты платы.
Управлением отказано обществу в возврате излишне уплаченной суммы платы за сверхлимитное размещение (письма от 17.01.2014 в„– 05-34/9, от 05.03.2014 в„– 05-34/97).
Полагая, что имеется переплата, образовавшаяся как у плательщика субъекта малого предпринимательства, общество "ИЦ "Ваш консультант" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия у общества переплаты за негативное воздействие на окружающую среду в размере 16 170 руб. 78 коп.
Отказывая обществу в удовлетворении исковых требований в остальной части, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Согласно ст. 1 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (п. 1, 2 ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды), который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.
Определение платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п. 4, 5 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды).
Пунктом 6 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 указанного Порядка.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 в„– 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Порядок представления отчетности) (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 3 - 5 Порядка представления отчетности предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 7 Порядка представления отчетности, отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 в„– 50 (далее - Порядок разработки нормативов образования отходов), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Руководствуясь п. 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела (отчеты с отметками налогового органа, справки о среднесписочной численности работников), в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, судами сделан обоснованный вывод о том, что общество является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанное подтверждаются позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 01.07.2013 в„– ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства", в котором сделаны выводы о том, что лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году. Плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента. Плата по кварталам также производится по факту.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "ИЦ "Ваш консультант" по установленной форме представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в которых указано фактически образованное и размещенное количество твердых отходов 4 класса опасности; применение обществом в расчетах пятикратного коэффициента к нормативу плату за размещение отходов.
Судами верно отмечено, что в случае установления факта излишней или ошибочной уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду управление, являясь администратором данных доходов, обязано принять решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, представить поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата, поскольку в соответствии с постановлением Министерства финансов России от 18.12.2013 в„– 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации).
В пункте 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации предусмотрено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Таким образом, у счетом установленных обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что у общества "ИЦ "Ваш консультант" отсутствует обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства с применением повышающего пятикратного коэффициента.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования в части в сумме 16 170 руб. 78 коп.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2015 по делу в„– А71-7711/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Н.Н.СУХАНОВА
------------------------------------------------------------------