По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2016 N Ф09-7056/16 по делу N А60-53517/2015
Требование: О признании недействительным отказа в регистрации права собственности на земельный участок с разрешенным использованием под городские леса.
Обстоятельства: В обоснование отказа указано на отсутствие необходимой для регистрации информации, запрошенной в органах государственной власти, а также на нормы Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".
Решение: Требование удовлетворено, так как участок сформирован исключительно под городские леса; не доказано, что на нем расположены находящиеся в федеральной собственности объекты, в соответствии с видами деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование; для регистрации представлены все необходимые документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. в„– Ф09-7056/16
Дело в„– А60-53517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2016 по делу в„– А60-53517/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Нафиков И.И. (доверенность от 09.02.2016 в„– 08-17/68;
Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - Комитет) - Исакова И.А. (доверенность от 25.12.2013 в„– 01-07/2285).
Комитет обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании недействительным отказа от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-329 в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса, расположенный в г. Новоуральске Свердловской области в районе многоквартирных жилых домов по ул. Гастелло, в„– 5 и в„– 6 г. Новоуральска Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2016 (судья Григорьева С.Ю.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-329. Суд обязал Управление Росреестра в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности Новоуральского городского округа на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса, расположенный в г. Новоуральске Свердловской области в районе многоквартирных жилых домов по ул. Гастелло, в„– 5 и в„– 6 г. Новоуральска Свердловской области.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (судьи Жукова Т.М., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований Комитета отказать, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), ст. 3, 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 в„– 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о закрытом административно-территориальном образовании), а также неправильное применение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель полагает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах закрытого административно-территориального образования, ограничены в обороте. По мнению заявителя, нахождение на земельном участке предприятий или объектов, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, исключает оформление права собственности на земельный участок иных публичных образований. Заявитель также отмечает, что из предоставленных Комитетом документов невозможно установить факт возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Кроме того, Управление Росреестра считает, что судом первой инстанции не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства Новоуральского городского округа", которому в соответствии с постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а "Об установлении разрешенного использования, уточнения местоположения земельных участков, предоставлении муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства Новоуральского городского округа" земельных участков под городскими лесами, расположенных в Свердловской области, г. Новоуральск на праве постоянного (бессрочного) пользования" (далее - Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а) был предоставлен спорный земельный участок, а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества), Департамент лесного хозяйства Свердловской области, на основании мотивированных ответов которых Управление Росреестра отказало в регистрации права собственности на спорный земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.02.2015 Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса, расположенный в г. Новоуральске Свердловской области в районе многоквартирных жилых домов по ул. Гастелло, в„– 5 и в„– 6 г. Новоуральска Свердловской области.
Земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 сформирован из земель, право собственности на которые на территории Новоуральского городского округа не разграничено.
Судами также установлено, что у Управления Росреестра возникли сомнения о наличии у заявителя прав на земельный участок, в связи с чем им сделаны межведомственные запросы в Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Росимущества.
Кроме того, Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, а впоследствии отказало в регистрации права собственности, указывая в уведомлении об отказе от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-329 на непредставление сведений, запрошенных государственным регистратором; непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а).
В качестве оснований для отказа в регистрации права собственности на указанный земельный участок Управлением Росреестра указано на отсутствие информации, запрошенной в органах государственной власти, необходимой для государственной регистрации прав, а также нормы Закона о закрытом административно-территориальном образовании.
Комитет, полагая, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса, расположенный в г. Новоуральске Свердловской области в районе многоквартирных жилых домов по ул. Гастелло, в„– 5 и в„– 6 г. Новоуральска Свердловской области не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (абз. 6); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абз. 13).
В силу п. 2 ст. 1 Закона о закрытом административно-территориальном образовании вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
На основании п. 2 ст. 6 Закона о закрытом административно-территориальном образовании земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.
Как следует из оспариваемого сообщения об отказе в государственной регистрации, поскольку из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, постольку у Комитета отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса. Однако Управлением не представлено доказательств того, что в порядке п. 7 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок занят объектами, в соответствии с видами деятельности которых, создано закрытое административно-территориальное образование.
Судами также установлено, что в постановлении Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а указано, что спорный земельный участок сформирован исключительно под городскими лесами. Объекты недвижимости, в соответствии с видами деятельности которых, создано закрытое административно-территориальное образование, на спорном земельном участке отсутствуют.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Из положений ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земля может находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность), государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
На основании п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые, не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Комитет правомерно распорядился земельным участком с кадастровым номером 66:57:0102029:2898 площадью 14056 кв. м с разрешенным использованием городские леса, в связи с чем отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок является незаконным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе сообщение об отказе в государственной регистрации от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-329, постановление Администрации Новоуральского городского округа от 28.01.2015 в„– 137-а, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств того, что на спорном земельном участке расположены находящиеся в федеральной собственности объекты, в соответствии с видами деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, а также не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия Управлением Росреестра отказа от 10.08.2015 в„– 66/031/660/2015-329 в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок. Кроме того, суды обоснованно отметили, что Комитетом для государственной регистрации права собственности были представлены все необходимые документы в соответствии с Законом о государственной регистрации.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований Комитета и правомерно их удовлетворили.
Доводы заявителя кассационной жалобы повторяют доводы, заявленные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, а также они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2016 по делу в„– А60-53517/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------