По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2016 N Ф09-6853/16 по делу N А71-8607/2015
Требование: Об обязании произвести перерасчет стоимости услуг водоотведения.
Обстоятельства: Абонент указал, что предприятие водопроводно-канализационного хозяйства определило объем водоотведения по сумме показаний общедомовых приборов учета горячей и холодной воды, между тем плата потребителям начислена по данным индивидуальных приборов учета и нормативов индивидуального потребления. Встречное требование: О взыскании долга.
Решение: Основное требование удовлетворено в части , в удовлетворении встречного требования отказано, так как общедомовые приборы учета водоотведения отсутствуют, норматив общедомового водоотведения отменен, расчет предприятия не соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. в„– Ф09-6853/16
Дело в„– А71-8607/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - предприятие "Ижводоканал") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2015 по делу в„– А71-8607/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19" (далее - общество "Аргон 19") поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия "Ижводоканал" - Алеева Э.Э. (доверенность от 11.01.2016 в„– 12/111-14).
Общество "Аргон 19" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к предприятию "Ижводоканал" об обязании произвести перерасчет (корректировку в сторону уменьшения) стоимости предоставленных услуг по водоотведению за период с 01.06.2013 по 31.07.2015 в сумме 1 943 557 руб. 35 коп. (с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.09.2015 к производству принят встречный иск предприятия "Ижводоканал" к обществу "Аргон 19" о взыскании задолженности по договору от 02.07.2012 в„– 1007 с ноября 2014 года по июль 2015 года в сумме 1 502 564 руб. 99 коп. (с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2015 (судья Мелентьева А.Р.) суд обязал предприятие "Ижводоканал" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу снизить обществу "Аргон 19" размер платы за коммунальный ресурс (холодное водоснабжение и водоотведение) за период с 01.06.2013 по 31.10.2014 на сумму 440 992 руб. 36 коп., взыскал с предприятия "Ижводоканал" в пользу общества "Аргон 19" 6 000 руб. государственной пошлины; в удовлетворении остальной части требований по первоначальному иску и в удовлетворении встречного иска судом отказано.
Предприятие "Ижводоканал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении встречного искового заявления и об отказе в удовлетворении первоначального иска.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправомерно, без учета положений, предусмотренных подп. "ж" п. 18 и 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила в„– 124), отклонено возражение предприятия о недостаточности предоставленных обществом "Аргон 19" сведений для проверки правильности его начислений. Так, предприятие "Ижводоканал" указывает, что при отсутствии достоверных сведений об объемах сброшенных сточных вод указанный объем определен в соответствии с п. 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 в„– 776 (далее - Правила в„– 776). При этом заявитель полагает, что общество "Аргон 19" не исполнило обязанность по доказыванию осуществления перерасчета размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению в порядке п. 87 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
Предприятие "Ижводоканал" также указывает на несоответствие представленных обществом в материалы дела расчетов объемов ресурсов и услуг, предоставленных им как исполнителем коммунальных услуг, соответствующим сведениям по финансовым отчетам общества, размещенным на официальном сайте названного общества.
Кроме того, кассатор считает, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта не учтено преюдициальное значение обстоятельств, установленных вступившим в силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу в„– А71-7853/2014 относительно правомерности произведенных предприятием "Ижводоканал" начислений обществу "Аргон 19" за потребленную воду и сброшенные сточные воды за март 2014 года.
Вместе с тем предприятие "Ижводоканал", ссылаясь на ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что судом нарушено право заявителя на взыскание с общества "Аргон 19" судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Общество "Аргон 19" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу предприятия "Ижводоканал", в котором, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между предприятием "Ижводоканал" (водоканал) и обществом "Аргон 19" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 02.07.2012 в„– 1007 (далее - договор; л. д. 10 - 15 т. 1) в редакции протокола разногласий и дополнительных соглашений к договору (л. д. 16 т. 1).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что водоканал осуществляет отпуск абоненту из системы городского коммунального водоснабжения питьевой воды, соответствующей по своему качеству действующим в Российской Федерации СанПиН 2.1.4.1074-01 с учетом временных отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды в г. Ижевске; принимает в систему городской коммунальной канализации сбрасываемые абонентом сточные воды и загрязняющие вещества в объемах, предусмотренных п. 2.8 договора, а абонент в установленные сроки оплачивает полученную из городской системы коммунального водоснабжения питьевую воду и сброшенные в систему городской коммунальной канализации сточные воды.
По истечении срока действия, установленного п. 8.5 договора с 01.06.2012 по 31.12.2012, в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, договор является продленным (п. 2 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 6.2 договора абонент производит оплату водоканалу полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод (с учетом п. 4.5.2 договора, где установлено, что объем сточных вод принимается равным объему водопотребления) в месяце, следующем за расчетным, на основании предъявленных водоканалом счетов-фактур, согласно представленным письменным сведениям об объемах потребленной воды и сброшенных сточных вод, установленную в п. 4.10 договора, в порядке предварительного акцепта платежных требований водоканала - со сроком акцепта абонентом в течение 5 рабочих дней. За расчетный период (период между снятиями показаний средств измерений) принимается месячный срок.
Согласно п. 2.6 договора количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, разрешенных к использованию для коммерческого учета (п. 13, 32 - 54, 88 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167). При отсутствии на объекте приборов учета - определяется в установленном порядке согласно действующему законодательству.
Исходя из подписанного сторонами дополнительного соглашения к договору от 19.06.2014 (л. д. 17 т. 1) договор дополнен п. 6.2.1 следующего содержания: "Объем водоотведения за расчетный период определяется исходя из суммарного объема холодного и горячего водопотребления за вычетом нормы на общедомовые нужды. Объемы на общедомовые нужды рассчитываются исходя из площади помещений относящихся к общедомовому имуществу жильцов, подвергаемой влажной уборке и норматива общедомовых нужд (приложение в„– 1)".
Заявляя требования по первоначальному иску, общество "Аргон 19" в качестве обоснования указало, что в спорный период объем услуг водоотведения определен предприятием "Ижводоканал" как сумма объемов общедомового потребления холодной и горячей воды, определенных по показаниям общедомовых приборов учета; в то же время обществом "Аргон 19" произведены начисления собственникам по услуге водоотведения с учетом показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также нормативов индивидуального потребления холодной и горячей воды, в связи с чем разница в начислениях составила сумму 1 943 557 руб. 35 коп. В подтверждение требований в материалы дела обществом "Аргон 19" представлены акты выполненных работ, подписанные со стороны общества "Аргон 19" с возражениями по объемам водоотведения, а также доказательства досудебного обращения к предприятию с требованием об осуществлении перерасчета, расчеты произведенных обществом "Аргон 19" начислений собственникам помещений на спорный период.
Вместе с тем встречные исковые требования предприятия "Ижводоканал" к обществу "Аргон 19" обоснованы тем, что общество "Аргон 19" ненадлежащим образом исполнило обязательства по договору в части оплаты услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в результате чего сумма задолженности составила 1 502 564 руб. 99 коп. за период с 01.05.2014 по 31.07.2015, в доказательство представлен расчет, отражающий задолженность общества с ноября 2014 года по июль 2015 года.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о том, что с учетом того, что норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды с 01.06.2013 отменен, требование предприятия "Ижводоканал" относительно взыскания 487 286 руб. 45 коп. платы за объем водоотведения на общедомовые нужды за период с ноября 2014 года по июль 2015 года необоснованно. Между тем, с учетом того, что общество "Аргон 19" является исполнителем коммунальных услуг для многоквартирных домов, его требование об обязании произвести перерасчет платы за услугу по водоотведению за период с 01.06.2013 по 31.10.2014, определив объем по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды собственников помещений, является обоснованным. Таким образом, суд, произведя зачет встречных исковых требований, обязал предприятие "Ижводоканал" произвести перерасчет на спорную сумму 440 992 руб. 36 коп. и снизить обществу "Аргон 19" плату за коммунальный ресурс (холодное водоснабжение и водоотведение) за период с 01.06.2013 по 31.10.2014 в указанном размере.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что общество "Аргон 19" в период с июня 2013 года по июль 2015 года за водоотведение для населения и прочих потребителей предъявило к оплате собственникам помещений 17 481 070 руб. 74 коп., определив объем водоотведения с учетом показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также нормативов индивидуального потребления холодной и горячей воды.
При этом предприятие "Ижводоканал" предъявило к оплате обществу "Аргон 19" в спорный период 19 641 813 руб. 31 коп. за соответствующую коммунальную услугу, определив объем водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовыми приборами учета сточных вод, равным объему потребления холодной и горячей воды, определенному по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, сославшись на то, что иных документально обоснованных данных обществом ему не представлено.
Таким образом, в результате произведенных корректировок разница между суммой по предъявленным предприятием "Ижводоканал" к оплате счетами-фактурами и предъявленной к оплате обществом "Аргон 19" собственникам стоимости коммунальной услуги по водоотведению составила 1 943 557 руб. 35 коп.
Вместе с тем в период с ноября 2014 года по июль 2015 года предприятие "Ижводоканал" предъявило к оплате обществу стоимость холодного водоснабжения и водоотведения 12 598 155 руб. 28 коп., которая последним оплачена частично: согласно расчету предприятия сумма долга общества "Аргон 19" услуг за спорный период составила 1 502 564 руб. 99 коп.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчетов за коммунальные услуги в спорный период регулировался Правилами в„– 354.
Согласно п. 40 Правил в„– 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения в„– 2 к названным Правилам исходя из норматива водоотведения (абз. 4 п. 42 Правил в„– 354).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) содержится в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306), согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344 из п. 29 Правил в„– 306 исключен абз. 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях п. 4 Правил в„– 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена исполнителю коммунальных услуг и собственникам помещений в многоквартирном доме, в связи с чем исключили из платы за водоотведение стоимость водоотведения на общедомовые нужды за период с июня 2013 года по июль 2015 года.
Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
При этом судами правомерно указано, что, поскольку норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен с 01.06.2013, а находящиеся в управлении общества "Аргон 19" многоквартирные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета водоотведения (что никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается), определение объема коммунальной услуги по водоотведению расчетным методом, не предусмотренным нормами действующего законодательства, противоречит закону и нарушает права собственников помещений.
Вместе с тем общество "Аргон 19", являясь исполнителем коммунальной услуги, вопреки доводам заявителя жалобы, не имеет возможности оплачивать ресурсоснабжающей организации услугу в объеме большем, чем может предъявить к оплате собственникам помещений в многоквартирных домах.
В связи с этим вывод суда первой инстанции относительно невозможности применения к расчетам сторон методики, предусмотренной дополнительным соглашением от 19.03.2014 к договору, является верным.
Кроме того, суды, изучив судебные акты арбитражного суда по делу в„– А71-7853/2014, вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, указали, что из их содержания не усматривается установление судом объема обязательств общества по услуге водоотведения за март 2014 года.
Иные доводы предприятия "Ижводоканал", изложенные в кассационной жалобе, в том числе о невзыскании в его пользу государственной пошлины, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не вправе переоценить данные выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Нарушений судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2015 по делу в„– А71-8607/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
И.В.ЛИМОНОВ
------------------------------------------------------------------