Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2016 N Ф09-6746/16 по делу N А34-5345/2015
Требование: О привлечении к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку охранной организацией заключен государственный контракт на оказание охранных услуг в отношении объектов, частная охранная деятельность на которые не распространяется, в то время как организация не обладает полномочиями на выполнение функций государственной охраны объектов, принадлежащих органу государственной власти.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. в„– Ф09-6746/16

Дело в„– А34-5345/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кравцовой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Витязь СТАВР" (ИНН: 4501125960, ОГРН: 1064501180402; далее - общество ЧОО "Витязь СТАВР", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2015 по делу в„– А34-5345/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - Россельхознадзор, третье лицо).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (ИНН: 4501029135, ОГРН: 1024500521539; далее - УМВД России по Курганской области, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества ЧОО "Витязь СТАВР") к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2015 (судья Крепышева Т.Г.) заявленные требования удовлетворены, общество ЧОО "Витязь СТАВР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, доказательствам, представленным в материалы дела.
Общество полагает, что срок привлечения его к административной ответственности на дату вынесения решения Арбитражным судом Курганской области истек, что само по себе согласно ст. 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения общества к административной ответственности.
Заявитель считает, что при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении в отношении общества, его права были нарушены, в частности, в момент составления протокола Пахомов Ю.С. не являлся законным представителем общества ЧОО "Витязь СТАВР". В указанный период генеральным директором общества назначен Зотов Е.В.
Общество ЧОО "Витязь СТАВР" в кассационной жалобе указывает, что для отнесения объекта к числу подлежащих охране необходимо установление на законодательном уровне того органа, который обязан осуществлять государственную охрану, полагая, что охраняемый объект не относится к числу объектов государственной охраны в силу положений Федерального закона от 27.05.1996 в„– 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - ФЗ "О государственной охране").
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации, общество считает, что понятие грубого нарушения в его действиях отсутствует, указывая на то, что административным органом неверно квалифицировано допущенное обществом правонарушение.
Заявитель указывает, что совершенное административное правонарушение не является существенным, не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, поэтому у судов имелись основания для освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Как следует из материалов дела, общество ЧОО "Витязь СТАВР" 02.11.2006 зарегистрировано и поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН 4501125960, ОГРН 1064501180402 в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану.
Управлением 18.11.2011 обществу ЧОО "Витязь СТАВР" выдана лицензия в„– 000241 на осуществление частной охранной деятельности, сроком действия до 01.12.2016.
Инспектором Центра лицензионно-разрешительной работы УМВД по Курганской области проведена документарная проверка уведомления, представленного обществом ЧОО "Витязь СТАВР" о начале оказания охранных услуг от 04.08.2015, о чем составлен рапорт от 20.08.2015, в котором содержится указание на наличие грубого нарушения обществом условий, предусмотренных названной лицензией.
В ходе проверки инспектором установлено, что между обществом ЧОО "Витязь СТАВР" (исполнитель) и Россельхознадзором (заказчик) заключен государственный контракт от 30.07.2015 в„– 82, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по охране помещений (далее - объекты) заказчика, принадлежащих ему на праве оперативного управления, расположенных по адресам: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 98Б (гаражное помещение); г. Курган, ул. Советская, 83А (гаражное помещение),
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, управление в отношении ООО "ЧОО "Витязь СТАВР" в присутствии генерального директора Пахомова Ю.С. составило протокол 45 Ю в„– 000182 и в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ в„– 99), лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 ФЗ в„– 99 частная охранная деятельность, осуществляемая обществом, подлежит лицензированию.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе, по вопросам лицензирования такой деятельности регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 в„– 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 2487-1).
Грубым нарушением осуществления частной охранной деятельности считается, в том числе, оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных ч. 3 ст. 3 названного Закона (п. 4. абз. 8 ст. 11.5 Закона в„– 2487-1 в редакции от 23.06.2014).
Частью 3 ст. 3 Закона в„– 2487-1 предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 данной части; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 данной части; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 указанного Закона.
Оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 названного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (ст. 11 Закона в„– 2487-1). Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение положений Закона в„– 2487-1 принято постановление от 14.08.1992 в„– 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В силу п. 1 Приложения в„– 1 названного постановления в перечень к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены, в том числе здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственной охране" под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; под охраняемыми объектами - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 21.12.2011 в„– 1863-О-О, установление в п. 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
Таким образом, осуществление частной охранной деятельности в том числе, оказание лицензиатом услуг не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг не предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона "О детективной деятельности" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, изложенного в п. 10 постановления Пленума от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП.
Суды установили, что лицензия общества ЧОО "Витязь СТАВР" предоставлена на осуществление частной охранной деятельности с полномочиями оказания строго определенным перечнем охранных услуг.
Судами установлено, что Россельхознадзор по Курганской области является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти (п. 1 Положения об Россельхознадзоре, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 в„– 225); гаражные помещения, расположенные по адресам: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 98Б, г. Курган, ул. Советская, 83А, принадлежат Россельхознадзору на праве оперативного управления (свидетельства о государственной регистрации права 45 АБ 059229, 45 АБ 059227 от 02.08.2006).
Таким образом, установив, что указанные объекты относятся к объектам, подлежащим государственной охране, частная охранная деятельность на них не распространяется, в связи с чем общество не обладало полномочиями на выполнение функций государственной охраны объектов, принадлежащих Россельхознадзору, суды пришли к обоснованному выводу о грубом нарушении обществом условий, предусмотренных лицензией.
Руководствуясь ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом ЧОО "Витязь СТАВР" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований, посчитали вину доказанной.
Доказательств невозможности надлежащего исполнения требований действующего законодательства, препятствий о невозможности недопущения соблюдения лицензионных требований материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, судами не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП в пределах срока давности, с соблюдением порядка привлечения заявителя административной ответственности, назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции, установленной данной статьей, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса судами не установлено.
При таких обстоятельствах судами правомерно общество ЧОО "Витязь СТАВР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Кроме того, доводы не опровергают выводов судов, по существу сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами, установленными судами, в связи с чем подлежат отклонению.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, обществом ЧОО "Витязь СТАВР" в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 19.11.2015 по делу в„– А34-5345/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Частная охранная организация "Витязь СТАВР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Ю.В.ВДОВИН


------------------------------------------------------------------