По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 N Ф09-9165/14 по делу N А50-13260/2014
Требование: О признании недействительными торгов и заключенных по их результатам договоров аренды земельных участков.
Обстоятельства: Истец полагал, что его права нарушены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истец участником оспариваемых торгов не являлся; оспаривание размера арендных платежей не входит в предмет требования истца, так как данные платежи в силу договоров аренды поступают в бюджет субъекта РФ; включение спорных участков, находящихся в федеральной собственности, в границы населенного пункта, изменение вида разрешенного использования данных участков произведено уполномоченным органом и в установленном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф09-9165/14
Дело в„– А50-13260/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Татариновой И.А., Платоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Райлян Е.Н., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2015 по делу в„– А50-13260/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Пермского края, приняли участие представители:
Территориального управления - Баев А.Н. (доверенность от 11.01.2016 в„– 05), Подпалый Ю.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 06);
государственного казенного учреждения Пермского края "Имущественное казначейство Пермского края" (далее - учреждение "Имущественное казначейство Пермского края") - Коротких Ю.М. (доверенность от 12.01.2016 в„– 1), Морозова О.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 2);
общества с ограниченной ответственностью "Финпроект" (далее - общество "Финпроект") - Зернин Н.В., Эйриян Г.Н. (доверенность от 16.02.2016).
В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа, принял участие представитель Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - министерство) - Крылова С.Ю. (доверенность от 14.01.2015).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к министерству, учреждению "Имущественное казначейство Пермского края", обществу "Финпроект", обществу с ограниченной ответственностью "СИГМА-Сервис" (далее - общество "СИГМА-Сервис"), открытому акционерному обществу "Строительно-монтажный трест в„– 14" (далее - общество "Строительно-монтажный трест в„– 14") о признании недействительными торгов по лоту в„– 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:885, по лоту в„– 2 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:883, по лоту в„– 3 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:882, проведенные учреждением "Имущественное казначейство Пермского края" 30.09.2013 (извещение о проведение торгов на сайте torgi.gov.ru # 300813/0178471/01); о признании недействительным договора заключенного между министерством и обществом "Финпроект" от 18.10.2013 в„– 0866 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:885 площадью 72 299 кв. м; о признании недействительным договора заключенного между министерством и обществом "СИГМА-Сервис" от 18.10.2013 в„– 0867 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:883 площадью 89 995 кв. м; о признании недействительным договора заключенного между министерством и обществом "Строительно-монтажный трест в„– 14" от 18.10.2013 в„– 0865 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:882 площадью 31 080 кв. м; истребовании из чужого незаконного владения общества "Финпроект" земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:885 площадью 72 299 кв. м, истребовании из чужого незаконного владения общества "СИГМА-Сервис" земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:883 площадью 89 995 кв. м; истребовать из чужого незаконного владения обществом "Строительно-монтажный трест в„– 14" земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:882 площадью 31 080 кв. м, а также внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права аренды ответчиков на указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Администрация Фроловского сельского поселения, общество с ограниченной ответственностью "Промпроект-Оценка".
Решением суда от 23.11.2015 (судья Белокрылова О.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 (судьи Семенов В.В., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считает их незаконными и принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствующими обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции заявленных территориальным управлением ходатайств о назначении экспертизы об установлении рыночной стоимости земельных участков, о частичном изменении предмета иска, о приобщении дополнительных доказательств. Заявитель также полагает, что суды пришли к неправильным выводам об отсутствии заинтересованности истца в оспаривании результатов торгов и договоров аренды земельных участков, что полномочия субъекта Российской Федерации в отношении спорных земельных участков прекратились 31.10.2013. Территориальное управление также указывает на необоснованное отклонение судом апелляционной инстанции его доводов о существенных нарушениях порядка проведения торгов, по мнению заявителя, при проведении торгов нарушена процедура извещения об условиях аукциона, кроме того заявитель отмечает, что договор комплексного освоения между победителями торгов и их заказчиком не заключен. Указывая на нарушение порядка проведения торгов заявитель также полагает, что учреждение "Имущественное казначейство Пермского края" не могло выступать в качестве организатора торгов. Более того, территориальное управление считает, что при определении условий торгов и договоров не было применено Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582, при этом заявитель отмечает, что поскольку размер арендной платы является существенным условиям договора аренды, исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 в„– 13783/2012, указанные сделки являются недействительными.
Учреждение "Имущественное казначейство Пермского края" и Управление Росреестра в письменных отзывах на кассационную жалобу территориального управления просили оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на соответствие обжалуемых судебных актов нормам действующего законодательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 36 134 144 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, с кадастровым номером 59:32:0000000:5 находится в собственности Российской Федерации.
Протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 31.10.2012 в„– 42 было принято решение считать целесообразным передачу органам государственной власти Пермского края осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению пятью земельными участками ориентировочной площадью 650 000 кв. м, 31 100 кв. м, 437 100 кв. м, 72 300 кв. м и 90 000 кв. м, которые могут быть образованы из земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой обособленные части с учетными номерами 59:32:3420001:1282, 59:32:0000000:6591, 59:32:0000000:6592, входящие в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования, местоположение: Пермский край, Пермский район (кадастровый номер 59:32:0000000:5), площадью 36 134 144 кв. м, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) соответствующей территории, для комплексного освоения в целях жилищного строительства и на срок, предусмотренный Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства".
Приказом министерства от 30.05.2013 в„– СЭД-31-02-2-02-481 было принято решение образовать из земельного участка, представляющего собой обособленную часть с учетным номером 59:32:0000000:6591, входящую в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:5 (местоположение: Пермский край, Пермский район) из земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки: с кадастровым номером 59:32:3430001:884 площадью 437 100 кв. м, который образован из земельного участка ориентировочной площадью 437 100 кв. м; с кадастровым номером 59:32:3430001:882 площадью 31 080 кв. м, который образован из земельного участка ориентировочной площадью 31 100 кв. м; с кадастровым номером 59:32:3430001:883 площадью 89 995 кв. м, который образован из земельного участка ориентировочной площадью 90 000 кв. м; образовать земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:7806, который образован из земельного участка, представляющего собой обособленную часть с учетным номером 59:32:0000000:6592, входящую в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования, с кадастровым номером 59:32:0000000:5 (местоположение: Пермский край, Пермский район) из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером 59:32:3430001:885 площадью 72 299 кв. м, который образован из земельного участка ориентировочной площадью 72 300 кв. м.
Решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 30.05.2013 в„– 296 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Фроловское сельское поселение" Пермского муниципального района Пермского края" утвержден генеральный план муниципального образования "Фроловское сельское поселение" Пермского муниципального района Пермского края, официальный текст размещен на сайте администрации Фроловского сельского поселения.
Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3430001:884, 59:32:3430001:882, 59:32:3430001:883, 59:32:3430001:885, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, северо-западнее с. Фролы, зарегистрировано 16.08.2013.
Решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 22.08.2013 в„– 312 "Об утверждении проекта "Правила землепользования и застройки муниципального образования "Фроловское сельское поселение" Пермского муниципального района Пермского края", утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования "Фроловское сельское поселение" Пермского муниципального района Пермского края", карта зонирования территории.
Приказом Министерства от 30.08.2013 в„– СЭД-31-02-2-02-800 принято решение провести открытый по составу участников и по форме подачи заявок аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства по лотам в„– 1, 2, 3, 4 на условиях согласно приложению 1 к указанному приказу.
В соответствии с пунктом 5 приказа организатору аукциона - учреждению "Имущественное казначейство Пермского края" приказано обеспечить размещение извещения с формой заявки, проектов договоров аренды, копий кадастровых паспортов и копий свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки, указанные в приложении 1 к приказу, на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru.
Предметом торгов по лоту в„– 1 являлась продажа права на заключение договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:885, по лоту в„– 2 - земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:883, по лоту в„– 3 - земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:882, по лоту в„– 4 - земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:884.
Организатором торгов на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru 30.08.2013 размещено извещение о проведении торгов в„– 300813/0178471/01, назначена дата и время проведения аукциона и подведения итогов - 30.09.2013.
Протоколами от 30.09.2013 о результатах аукциона, утвержденными организатором торгов - учреждением "Имущественное казначейство Пермского края" победителем аукциона по лоту в„– 1 признано общество "Финпроект", аукцион по лоту в„– 2 был признан несостоявшимся, победителем аукциона по лоту в„– 3 было признано общество "Строительно-монтажный трест в„– 14", аукцион по лоту в„– 4 был признан несостоявшимся в связи с отсутствием участников аукциона.
По итогам аукциона, 18.10.2013 между министерством (арендодатель) и обществом "Финпроект" (арендатор) был заключен договор в„– 0866 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства с кадастровым номером 59:32:3430001:885, площадью 72 299 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, подписан акт приема-передачи от 18.10.2013. Согласно пункту 2.1 договора установленный срок аренды - 5 лет.
Также 18.10.2013 между министерством (арендодатель) и обществом "СИГМА-Сервис" (арендатор) был заключен договор в„– 0867 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:883 площадью 89 995 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, подписан акт приема-передачи от 18.10.2013. Согласно пункту 2.1 договора установленный срок аренды - 5 лет.
Кроме того, между министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (арендодатель) и обществом "Строительно-монтажный трест в„– 14" (арендатор) 18.10.2013 заключен договор в„– 0865 (МИЗО-Ф) аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:3430001:882 площадью 31 080 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, подписан акт приема-передачи от 18.10.2013. Согласно п. 2.1 договора установленный срок аренды - 5 лет.
28 и 29 октября 2013 года было зарегистрировано право аренды указанных выше лиц на спорные земельные участки.
Считая, что проведенные торги и заключенные по их результатам договоры являются недействительными, что нарушает права Территориального управления, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.В соответствии с п. "в" ч. 1 *** Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Следовательно, по смыслу ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением требований действующего законодательства, относятся к категории оспоримых сделок, то есть могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску заинтересованного лица.
Требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, правом на предъявление иска о признании торгов недействительными обладают лишь заинтересованные лица, к числу которых относятся участники торгов, и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Территориальное управление участником оспариваемых торгов не являлось и не может быть признано заинтересованным лицом, которое имеет право требовать защиты своих нарушенных прав и законных интересов, кроме того судами установлено, что оспаривание платежей, которые были предусмотрены договорами аренды, не входит в предмет заявленных требований Территориального управления, поскольку данные платежи в соответствии с условиями договоров аренды поступают в бюджет субъекта Российской Федерации - Пермский край, кроме того вступившими в законную силу судебными актами Пермского краевого суда по делу в„– 3-112-2014 установлено, что включение спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в границу населенного пункта и изменение вида разрешенного использования данных земельных участков произведено Правительством Пермского края в пределах своих полномочий и в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований Территориального управления о признании торгов недействительными, признании договоров аренды недействительными и об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Доводы Территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2015 по делу в„– А50-13260/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------